Израиль и ХАМАС договорились об обмене заложников на перемирие и освобождение палестинских заключенных. Правда, речь пока идет лишь о 50-ти из почти 240 удерживаемых в Газе граждан. Сделка должна вступить в силу в ближайшие 24 часа. При этом отношение к ней в самом Израиле неоднозначное. Но если соглашение все же будет реализовано, это, по мнению мировых лидеров, откроет путь к долгосрочному прекращению огня и переводу конфликта в политическую плоскость. Правда, несмотря на позитивный настрой, политики признают: до решения палестинской проблемы еще далеко.
50 заложников в обмен на четырехдневное перемирие и освобождение части палестинских женщин и подростков, находящихся в израильских тюрьмах по обвинению в терроризме. Таковы условия соглашения, достигнутого при посредничестве Катара, Египта и США между Израилем и ХАМАСом, признанном террористической организацией в Соединенных Штатах и ряде других стран. Доха опубликовала официальное заявление в связи с достижением компромисса:
«Соглашение предусматривает освобождение 50 гражданских лиц – женщин и детей, удерживаемых в настоящее время в секторе Газа, в обмен на освобождение ряда палестинских женщин и детей, содержащихся в израильских тюрьмах; число освобожденных будет увеличено на более поздних этапах реализации соглашения».
Официальное заявление катарского МИДа последовало вслед за тем, как правительство Израиля после многочасового заседания одобрило условия сделки с ХАМАСом. Согласно решению, в ближайшие сутки должно быть объявлено о четырехдневной паузе в боевых действиях. В обмен на освобождение 50 заложников из израильских тюрем выйдут 150 палестинских женщин и подростков. На втором этапе пауза в боевых действиях будет продлеваться на один день за каждые 10 освобожденных заложников. Плюс Израиль освободит еще до 150 палестинских заключенных, если из Газы будет отпущено до 50 заложников. Всего в списке, опубликованном израильскими властями, 300 палестинцев. Причем большинство из них, 274 – молодые мужчины в возрасте от 17 до 18 лет, задержанные за нападения на израильтян. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал решение трудным, но необходимым:
«Сегодня вечером мы стоим перед трудным решением, но это правильное решение. Безопасность наших сил будет гарантирована в дни прекращения огня, а усилия разведки будут сохранены».
Your browser doesn’t support HTML5
С такой позицией не согласны крайне правые. Лидер националистической партии «Оцма Йехудит» («Еврейская мощь») назвал соглашение «опасным прецедентом, повторяющим прошлые ошибки». Занимающий пост министра национальной безопасности Итамар Бен-Гвир признает, что у сделки есть некоторые положительные стороны, но в то же время полагает, что Израиль обязан вернуть всех находящихся в плену у ХАМАСа. В своем заявлении, размещенном в социальной сети X, он осудил сделку за то, что она не предусматривает освобождения всех женщин и детей, удерживаемых в Газе, назвав ее «аморальной, нелогичной и очень далекой от достаточного». Вместо этого политик призвал активизировать военные действия ЦАХАЛа с целью заставить ХАМАС согласиться на всеобъемлющую сделку по заложникам:
«Надо сказать правду: план, который оставляет некоторых детей и женщин в секторе Газа, с моей точки зрения аморален, нелогичен и слишком далек от достаточного! Могло и должно было быть иначе… ХАМАС хотел этого тайм-аута больше всего на свете. Он также хотел в первую очередь «избавиться» от женщин и детей, потому что они провоцировали международное давление, он хотел получить взамен топливо, освобождение террористов, прекращение операций ЦАХАЛа и даже запрет на полеты. Все это он получил».
В ответ Биньямин Нетаньяху подчеркнул: пауза в боевых действиях не означает прекращения операции. Главные цели израильских властей остаются прежними – полное уничтожение ХАМАСа и освобождение всех заложников:
«Снаружи много ерунды, мол, после того, как мы прекратим огонь ради освобождения заложников, мы остановим войну. Поэтому я хотел бы уточнить: мы находимся в состоянии войны и будем продолжать воевать, продолжать сражаться, пока не достигнем всех наших целей. В войне есть этапы, и в возвращении заложников есть этапы, но мы не остановимся, пока не добьемся абсолютной победы и пока не вернем их всех».
Читайте также ЕС – Израилю: один ужас не оправдывает другогоНеоднозначное отношение к сделке и у родственников удерживаемых в Газе граждан. С одной стороны, они подвергли жесткой критике крайне правых за их несогласие вернуть хотя бы часть заложников, а с другой недоумевают, почему сделка не подразумевает освобождение всех без исключения женщин и детей:
«С одной стороны, я счастлив. С другой, я очень волнуюсь, потому что никто не сказал мне, что моя семья будет фигурировать в этой сделке. В Газе удерживается 40 детей, а отпустить собираются только 30. А что с остальными? Я не знаю. Я надеюсь, что все они будут освобождены», – говорит родственник удерживаемых в Газе израильтян Гилад Корнголд.
В ЦАХАЛе также высказывают опасения, что ХАМАС воспользуется перемирием, чтобы перегруппироваться и пополнить запасы. Руководство Армии обороны не скрывает, что предпочло бы продолжить боевые действия, не давая боевикам передышки. Однако подчеркивает, что выполнит обязательства, взятые на себя политическим руководством страны.
Читайте также ХАМАС готов пожертвовать жителями Газы ради идеиХАМАС, со своей стороны, дал понять: если условия сделки не будут выполнены, дальнейшие переговоры по вопросу освобождения заложников будут серьезно усложнены. Об этом заявил член политбюро группировки Халил аль-Хайя:
«Согласно договоренности, мирное население будет обмениваться на женщин и детей из оккупационных тюрем. Но вдаваться в подробности этого, на мой взгляд, бесполезно. Самое главное – добиться этого, потому что оккупационные власти уклонялись от этого в течение месяца. Каждый раз, когда мы приближаемся к сделке, они отступают. Поэтому мы считаем, что то, что сегодня стоит на столе, откроет путь к достижению перемирия, если оккупационные власти этого хотят. Но если оккупанты не захотят и продолжат убивать, я думаю, это усложнит дело и поставит на пути множество препятствий».
Читайте также Арабский мир сделал Израилю «китайское предупреждение»При этом в Вашингтоне ожидают, что число заложников, которые будут освобождены в результате сделки Израиля и ХАМАСа, будет больше 50-ти. Как отметили в администрации президента Байдена, «структура сделки такова, что она в значительной степени стимулирует освобождение всех заложников». Сам Джо Байден подчеркнул, что сейчас очень важно, чтобы все аспекты сделки были полностью реализованы:
«Очень скоро мы сможем вернуть некоторых из этих заложников домой. Но я не хочу вдаваться в подробности, потому что сначала это должно произойти. И когда нам будет что сказать, мы это сделаем. Но на данный момент дела идут хорошо».
Тем не менее с реализацией сделки могут возникнуть определенные осложнения. Согласно израильскому законодательству, граждане страны могут опротестовать освобождение палестинцев, обвиняемых в терроризме. Именно этим пунктом обусловлена обязательная публикация списка тех, кого планируется отпустить на свободу. И в Верховный суд страны уже поступило требование о блокировке решения кабмина. Юридическая система Израиля устроена так, что проигнорировать иск суд не может. А значит, пока решение по этому вопросу не будет вынесено, освобождение палестинцев невозможно.
Тем не менее мировые лидеры приветствуют известие о достижении соглашения между Израилем и ХАМАСом, в результате которого впервые с 7 октября должны будут временно прекратиться боевые действия и освобождены 50 из примерно 240 заложников, удерживаемых в Газе. Если сделка состоится, то, по мнению многих из них, появится реальная возможность перевести конфликт в политическую плоскость.
Быть посредником в подобном урегулировании уже вызвался президент России. Владимир Путин на виртуальном саммите БРИКС попытался представить виновником нынешней войны Вашингтон и предложил заменить США на БРИКС:
«Все эти события, по сути, являются прямым следствием стремления Соединенных Штатов монополизировать посреднические функции в палестино-израильском урегулировании и блокирования ими деятельности ближневосточного «квартета» международных посредников. Тем самым история наглядно показала нежизнеспособность и контрпродуктивность единоличных попыток разрубить «палестинский узел». Из-за саботажа решений ООН, которые четко предусматривают создание и мирное сосуществование двух независимых и суверенных государств – Израиля и Палестины, – уже не одно поколение палестинцев воспитывается в атмосфере проявляемой к их народу несправедливости, а израильтяне не могут в полной мере гарантировать безопасность своего государства. Позиция России имеет последовательный и неконъюнктурный характер. Мы призываем объединить усилия международного сообщества, направленные на деэскалацию обстановки, прекращение огня и поиск политического разрешения палестино-израильского конфликта. И ключевую роль в этой работе могли бы сыграть государства БРИКС и страны региона».
Читайте также Россия теряет БРИКСТак или иначе, на фоне вероятного прорыва в освобождении заложников и ожидаемого перемирия, арабские страны требуют окончательного решения конфликта путем создания палестинского государства. Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман настаивает на ускоренном решении этого вопроса:
«Позиция Королевства постоянна и тверда; нет другого способа достичь безопасности и стабильности в Палестине, кроме как посредством реализации международных решений, связанных с решением о создании двух государств, чтобы позволить палестинскому народу реализовать свои законные права на создание независимого, суверенного палестинского государства в границах 1967 года с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы».
Читайте также Варвары против цивилизации? Как воспринимают в Израиле войну и мир в ГазеЭр-Рияд и другие арабские государства дали понять: международное давление на Израиль в этом вопросе будет расти. И после окончания войны правительству страны придется столкнуться не только с проблемой послевоенного устройства Газы, но и с перспективой возвращения палестинского вопроса на повестку дня. Принципа «два народа – два государства» придерживаются и главные союзники Израиля, но если все эти годы Вашингтон не слишком давил на Иерусалим в этом вопросе, то теперь ситуация, как предсказывают наблюдатели, может измениться.