Газета «Республика Абхазия» пишет, что 26 июля 2023 года парламент Абхазии принял в окончательном чтении поправки в некоторые законодательные акты. В частности, изменения устанавливают уголовную ответственность за клевету, совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, увеличены размеры штрафа. Депутаты также рассмотрели возможность отмены домашнего ареста. В этом вопросе их мнения разделились. В ходе обсуждения в рамках профильного Комитета по государственной правовой политике, возглавляемого Даутом Хутаба, депутаты решили, что домашний арест остается допустимой мерой на усмотрение судьи. С таким решением депутатов Генеральная прокуратура РА не согласилась.
Издание уточняет, что в октябре текущего года Генпрокуратура направила в парламент законопроект, а именно, внесение изменений в статьи «Клевета» и «Домашний арест». Для разъяснения позиции Генпрокуратуры автор статьи Русудан Барганджия обратилась к начальнику Следственного управления Генпрокуратуры РА Тамиле Бигвава. Она пояснила:
«Одно из основных изменений касается установления запрета на применение органами предварительного расследования и судом меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Кроме того, ввиду отсутствия средств контроля органам внутренних дел отследить место нахождения подозреваемого, обвиняемого не представляется возможным».
Your browser doesn’t support HTML5
В предлагаемой законопроектом редакции предусмотрено привлечение к уголовной ответственности за клевету, то есть за распространение недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство, что подразумевает распространение именно не верифицированной лицом информации.
Газета «Республика Абхазия» публикует также мнение депутата парламента РА Даута Хутаба:
Читайте также Даут Хутаба: «Клевета должна быть наказуема»Если человек клевещет и заведомо лжет, то ему нужно ответить по закону. И мы поддержали этот проект
«Что касается клеветы, то меня обвиняли в том, что я душу «свободу слова», но я считаю, что это не «свобода слова», а «свобода злословия». И если человек клевещет и заведомо лжет, то ему нужно ответить по закону. И мы поддержали этот проект. Что касается домашнего ареста, то нам предложили изъять эту меру пресечения вообще. Однако я считаю, что этого делать нельзя. Есть люди, которые сидели под стражей, а потом суд доказал их невиновность и оправдал их. Нельзя убрать эту меру пресечения по всем статьям. Однако работники прокуратуры другого мнения. Но я не собираюсь принимать их позицию, считаю, на стадии судебного разбирательства пусть человек сидит «дома». В итоге мы пришли к консенсусу с Генеральной прокуратурой в том, что мера пресечения в виде домашнего ареста будет применяться выборочно по некоторым определенным статьям. Последний проект нам прислали в октябре, и в нем опять новая редакция по «клевете». Однако я этот проект не поддержу: «клевета» – это всегда заведомо ложное сообщение, она не может быть просто ошибкой. Тут уже мы не с правом боремся, а с русским языком. Убрать слово «заведомо» нельзя, нельзя любое ложное сообщение считать клеветой. Понятно, что клевету тяжело доказать как у нас, так и во всем мире».
* * *
Главный редактор газеты «Независимая Республика» Юрий Кураскуа написал статью, посвященную общественно-политической ситуации в стране накануне президентских выборов. По его словам, нынешней власти повезло с оппозицией, которая не раз заявляла, что не приемлет никаких силовых действий.
Власть пытается сохранить устойчивые позиции и рычаги, но они уже шаткие. Впереди выборы, а значит, горячая будет пора
«Это правильное решение. Выправить имидж страны, признанной Россией и некоторыми другими странами после 2004, 2014, 2020 гг., необходимо. Некоторые граждане считают, что это слабость оппозиционных сил. Наоборот, они показали своими действиями, что не приемлют приход силой во властные структуры. Тем самым оппозиция уже набрала политические козыри новым взглядом на управление республикой и открытой, искренней, без обмана, работой с гражданами. Последние события, действия депутатов городов, районов, собрания интеллигенции, общественности показывают – рейтинги нынешних госчиновников, первых лиц страны падают. И существенно. Как обычно, в таких кризисных ситуациях власть перераспределяет места, должности и пр. Но, как показывает наш послевоенный опыт, это не помогает. Власть пытается сохранить устойчивые позиции и рычаги, но они уже шаткие. Впереди выборы, а значит, горячая будет пора. Власть уже волнуется и готовится к ним. Не исключено, что в такой ситуации она будет совершать новые ошибки, которые в обществе усилят антирейтинг, недовольство, протесты», – считает Юрий Кураскуа.
* * *
Общественный деятель Астамур Какалия после просмотра интервью представителя Контрольной палаты РА написал пост на своей странице в Facebook. У него возникли вопросы – обнаружены конкретные должностные лица и конкретные факты хищений или нецелевого использования средств, кто эти лица и где доказательства?
Читайте также Где взять деньги?Я очень хочу, чтобы у этих прекрасных людей получилось довести до логического, конкретного завершения хотя бы несколько антикоррупционных расследований
«Если в результате проверок нет выявленных нарушителей, нет неопровержимых доказательств и их признания, то проверка нерезультативна. Содержание Контрольной палаты в будущем году государству обойдется в 41 миллион рублей. Зачем государству платить 41 миллион, если по итогам проверок не обнаруживаются те доказательства, которые неопровержимы в суде?! Коллектив Контрольной палаты – уважаемые люди, грамотные, видит бог, я их уважаю, но зачем нам палата, которая не может выявить и добить до конца ни одно коррупционное дело? Я очень хочу, чтобы у этих прекрасных людей получилось довести до логического, конкретного завершения хотя бы несколько антикоррупционных расследований. Необходимо вернуть доверие населения к госинститутам – иначе никак. И, как обычно, необходимо уволить согласно закону всех выявленных МНС нарушителей закона о декларировании», – заключил Астамур Какалия.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия