«Золотой глаз» прозаика Ибрагима Чкадуа

Ибрагим Чкадуа

В четверг, 21 декабря, в библиотеке имени Тургенева в Москве состоялось торжественное вручение Международной премии имени Фазиля Искандера, учрежденной Русским ПЕН-центром. Пять авторов стали лауреатами седьмого сезона премии, в том числе в самой престижной номинации – «Сюжет существования» (художественная проза) – за книгу рассказов «Ковчег» Ибрагим Чкадуа из Абхазии. Самой престижной – и потому, что Искандер известен главным образом как великий прозаик, и потому, что в этой номинации по сравнению с другими из года в год участвует наибольшее число претендентов на премию. В этом году в ее лонг-лист вошло 65 авторов, в основном из России, в том числе такие известные, как Тимур Зульфикаров, Даниэль Орлов…

Евгений Попов, председатель жюри премии, вице-президент Русского ПЕН-центра, сказал в СМИ: «Ибрагим Чкадуа, продолжатель, ученик, но ни в коем случае не подражатель Фазиля Искандера! Ибрагим отличный стилист. Пишет всегда о важном и насущном. Чкадуа живет в Абхазии, ее и изображает». Борис Евсеев, председатель оргкомитета, вице-президент Русского ПЕНа, присовокупил к этому: «Искандер любил философию. Думаю, сейчас, пребывая на седьмом небе, где, по мнению Аристотеля, располагается рай, Фазиль в седьмой раз приветствует наших лауреатов! А они великолепны. Ибрагим Чкадуа представил картины военного времени. Они по-хорошему сценарны, полны веских деталей, которые под его пером становятся порой символами нашей жизни».

Your browser doesn’t support HTML5

«Золотой глаз» прозаика Ибрагима Чкадуа

За семь лет существования премии это уже четвертый ее лауреат, представляющий Абхазию, в различных ее номинациях. В номинации «проза» до этого побеждал Владимир Делба, но он разделил премию с известным российским писателем Анатолием Курчаткиным, так что Чкадуа добился, можно сказать, наивысшего достижения среди литераторов от Абхазии, став единоличным обладателем премии в этой номинации. При этом, что удивительно, сборник рассказов «Ковчег», вышедший в 2022 году в Сухуме, – первая в его жизни художественная книга.

Это вовсе не означает, что Ибрагим – юнец, едва ступивший на творческое поприще. Нет, юнцом он был, когда более тридцати лет назад с автоматом и фотоаппаратом сражался на Восточном фронте за свободу Абхазии.

Читайте также Ибрагим Чкадуа: «К фотографии я пришел вполне осознанно»

Вот краткая информация о нем. Родился в ноябре 1967 годе в городе Ткуарчале, в шахтерском поселке Джантуха. Окончил исторический факультет Абхазского госуниверситета. Работал на Абхазском ТВ. В 2005 году основал и стал редактором абхазской общественно-политической газеты «Форум», выходившей несколько лет, а также начал профессионально работать как фотограф. В 2012 году стал лауреатом Национальной премии в области фотографии Союза журналистов России «Золотой глаз России» за выдающиеся достижения в области профессиональной фотожурналистики. Кстати, тогда я рассказывал о том его успехе на «Эхе Кавказа». Автор около десятка документальных, а в последние годы и трех короткометражных художественных фильмов. Интересно, что широкой абхазской общественности он стал известен после презентации в Сухуме его документального фильма о Фазиле Искандере двадцать лет назад. Это было после первого приезда писателя из Москвы в независимую Абхазию, когда его чествовала несколько дней абхазская общественность. А всего у Ибрагима снята целая документальная трилогия про Искандера, сценарий последнего фильма также был представлен в соответствующей номинации премии два года назад.

Читайте также Фазиль и его окрестности

И начали мы сегодня разговор с ним именно с того его первого документального фильма о нашем выдающемся земляке. Ибрагим сказал о презентации:

«Это было в 2003 году, если не ошибаюсь.

– Я помню, он приезжал в 2002-м сюда…

– Да, я тогда его снял, в течение года сделал фильм с воспоминаниями о встречах с ним, и на следующий год, во время его следующего приезда, мы показали ему».

О своих впечатлениях о поездке в Москву на вручение премии Ибрагим рассказал:

«Пригласили туда организаторы конкурса, Евсеев пригласил. На вручение зовем номинантов короткого списка. Если есть такая возможность, очень хотели бы вас видеть. Ну, а у меня как раз тоже какие-то дела в Москве были, и я решил совместить приятное с полезным. А оказалось – приятное с приятным. Там маленький ансамбль камерный сыграл классику. Вообще, такая академическая атмосфера была. Так, камерно, но очень интеллигентно, очень достойно все это было. Но как-то вот так до последнего не верилось… Несколько нахально было претендовать… Не знаю… Им как-то зашло, как сейчас молодежь говорит. Потому что и когда объявляли, и потом мы беседовали… Вот Евгений Попов говорит: у нас не было разногласий по выбору лауреатов во всех номинациях.

– Как возник замысел вот этого рассказа «Ковчег», который дал название всему сборнику?

– Ну, собственно говоря, это моя история, потому что таким образом я из Сухума выбирался в первые дни после начала войны. Пока телевышку не взяли, сидел три дня за монтажным столом и монтировал эти сюжеты первые военные, которые наши ребята снимали и приносили. Потом вышку взяли, и Абхазское телевидение стало эвакуироваться. Шалва Гицба сообщил, что с Маяка уходит сейнер, они отправляли Алису, его дочь, которая известная наша певица. Ну, и этим кораблем мы выбрались. Тогда еще можно было. Я думаю, это из последних кораблей был…. Такой коммерческий рейс – его охраняли и сопровождали до Сочи грузинские гвардейцы. Они собирали деньги, золото с людей. Почти сутки корабль добирался до Сочи. И эти воспоминания легли в основу. И даже название оставил - «Шпрот» тот сейнер назывался. Потом, в конце войны, он утонул. Где-то в районе Маяка как раз на дне покоится, в хорошую погоду его остов виден, мне показывали. Ну, а населил я этот корабль в рассказе персонажами, которые одни выдуманные были, другие имели прототипов, но не с корабля. Например, рассказ гречанки – это была очень глубокая старушка на остановке. А я ее поселил на корабль с ее историей.

– А вот эта история про абхазца, который едет в Москву искать там своего, возможно, внука… Эта история откуда появилась?

– Я ее услышал от приятелей. Единственный сын погиб на войне, и до отца дошли разговоры, что, может, у него кто-то остался там, потому что он учился в России».

Читайте также «Это притча о том, что каждый человек задумывается о смерти»

Когда в Абхазии узнали, что Ибрагим стал лауреатом искандеровской премии, некоторые удивлялись. Они, мол, знали, что его родной брат Ричард, родившийся на год позже, пишет прозу и в первом сезоне премии стал ее дипломантом за книгу коротких рассказов «Чан», но вот Ибрагим известен как режиссер, фотограф… Кстати, сам Ибрагим признался, что поначалу эти истории хотел воплотить в сценарии фильмов, но на съемки нужны средства и время. И тогда он написал рассказы, взял кредит и напечатал книгу небольшим тиражом за свой счет.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Подписывайтесь на нас в соцсетях