У Южной Осетии «нет острой необходимости расширять границы» – политолог

Архивная фотография

Заведующая кафедрой философии и политологии Северо-Осетинского государственного университета Лариса Дзахова считает, что у Южной Осетии «нет острой необходимости расширять границы». Комментарий политолога публикует издание «ОсНова».

Напомним, что в Цхинвали периодически обсуждают инициативу о пересмотре де-факто границ самопровозглашенной республики согласно Декрету №2 об образовании Юго-Осетинской автономной области от 22 апреля 1922 года. Идею, будучи в оппозиции, поддерживал и действующий югоосетинский лидер Алан Гаглоев, однако сейчас он говорит, что такие вопросы в одностороннем порядке, без России, «решаться не могут».

«Предложение провести демаркацию границы Южной Осетии по состоянию на 1922 год – это не более чем недобросовестное и сомнительное зарабатывание политических очков. Такие заявления должны негативно сказаться на отношениях России и Грузии, которые сегодня находятся в состоянии «конструктивного диалога». Но еще важнее то, что под вопросом оказываются и отношения России с самой Южной Осетией. Подобные инициативы играют на руку США и другим силам, стремящимся любыми способами навредить России. А именно – разворошить старые конфликты, разрушить существующие отношения, втянуть стороны в вооруженное противостояние», – отмечает политолог Лариса Дзахова.

Рано или поздно республике придется налаживать отношения с Грузией

Она считает, что «югоосетинским политикам просто непозволительно действовать вразрез с интересами Российской Федерации».

«И, кроме того, необходимо понимать, что рано или поздно республике придется налаживать отношения с Грузией, тогда как «расширение» границ ставит крест на всех мирных инициативах. Отодвинув границы даже на 10 км, сама Грузия не окажется дальше от Южной Осетии», – сказала Дзахова.

Эксперт уверена, что игнорирование интересов России может вызвать необратимые последствия и «ставит под вопрос будущее Южной Осетии как государства», а «соблюдение статуса-кво позволит России не пересматривать отношения с Южной Осетией и продолжать оказывать всестороннюю поддержку: финансовую, социальную, военную».

Читайте также Что теперь делать Гаглоеву с этими картами?

  • В 2021 году оппозиционеры в парламенте заявляли, что в 2019 году югоосетинский президент Анатолий Бибилов едва не «подарил» Грузии более 200 квадратных километров югоосетинской территории. Члены комиссии обратили на это внимание, когда сравнили новую карту Южной Осетии, приложенную к законопроекту о государственной границе 2019 года, с картой по Декрету №2 об образовании Юго-Осетинской автономной области от 22 апреля 1922 года.
  • Бибилов, в 2022 году проигравший президентские выборы, тогда утверждал: согласно декрету 1922 года сёла Цнелиси и Чорчана относятся к территории Южной Осетии, но некоторые сёла «могут оказаться на территории Грузии». «Это такие населенные пункты или непосредственно прилегающие к ним территории как Гуджабар, Арцеу, Орчосан (Гуджабаури, Арцеви, Орчосани – ред.). Мы этого допустить не можем», – сказал он в декабре 2021 года.
  • Бибилов также говорил, что Российская Федерация признала независимость Южной Осетии в 2008 году в советских границах, существовавших в 1990 году.
  • Москва не раз указывала на важность процесса делимитации и демаркации грузино-абхазской и грузино-югоосетинской де-факто границ. В Тбилиси при этом заявляют, что «делимитация границы с РФ произойдет в рамках границ единой Грузии».