Сегодня в Цхинвале состоялось очередное судебное заседание по делу об убийстве Инала Джабиева. В суде допросили очередных свидетелей обвинения – сотрудников МВД РЮО.
Коллегия судей Цхинвальского городского суда допросила сегодня свидетелей по делу Инала Джабиева. Все они – сотрудники МВД Южной Осетии, которые в 2020 году, в день смерти Инала Джабиева и госпитализации Николая Цховребова, были на посту и так или иначе имели отношение к их содержанию под стражей или их транспортировке.
Читайте также Дело Инала Джабиева. Подсудимые вины не признаютСегодня повторилась уже ставшая привычной картина, когда свидетели отказываются от показаний, данных в ходе предварительного следствия. От них часто можно услышать, что они не помнят подробностей тех дней, ведь прошло три с половиной года. Например, когда обвинение зачитывает им выдержки из их же показаний, некоторые отказываются от своих слов, повторяя, что «не помнят» всего этого.
Your browser doesn’t support HTML5
Давид Джиоев, сотрудник СОБРа, принимал участие в конвоировании Николая Цховребова 28 августа. На вопрос прокурора о том, сам ли Цховребов передвигался, Джиоев ответил утвердительно. Однако прокурор Марат Сиукаев после ходатайства зачитал показания Джиоева, данные им 1 сентября 2020 года, то есть через три дня после указанных событий:
«…Зайдя в кабинет они [Джиоев и его сослуживец Гиголаев] застали Цховребова сидящим на стуле, в наручниках, застегнутых за спиной. В кабинете кроме Цховребова никого не было. Приподняв Цховребова, он [Цховребов] начал издавать звуки, говорить, что ему больно. Он [Джиоев] сказал Цховребову, что надо идти, на что он [Цховребов] ответил ему, что он не может идти. Он [Джиоев] с Гиголаевым взяли его под руки, проводили на улицу. Сделав несколько шагов у Цховребова ноги начали отказывать, он не мог нормально ходить. Они с Гиголаевым взяли его под руки и понесли его вниз к служебной автомашине. Цховребов не мог самостоятельно подняться в кузов машины. Он [Джиоев] взял его за подмышки, Гиголаев – за ноги, и они посадили его в служебную автомашину».
Читайте также «Цховребов на судебное заседание не явится!»
Джиоев заявил, что не говорил такого, а свои показания не читал и не знал, что подписывал.
Подобная ситуация по время процесса по делу Джабиева повторилась не раз. Бывший сотрудник УВД города Цхинвал Тимур Цховребов 29 января отрицал в суде, что Джабиев говорил ему о своем избиении. Это было в протоколе допроса, однако в суде Цховребов отметил, что Джабиев сказал ему, что «у него синяки и ушибы», но не уточнил, от чего они появились.
Представитель потерпевшей стороны, адвокат Фатима Гатагонова после завершения судебного заседания отметила, что все допрошенные имеют высшее юридическое образование и работают в силовых структурах. Поэтому она называет из слова «отговорками»:
«Они отказываются от тех показаний, которые давали в 2020 году по горячим следам – через 3 дня, через 4 дня, то есть в пределах 2-3 месяцев с момента события. И они не помнят, что тогда было? Где бывший министр Наниев? В бегах. Где бывший Генеральный прокурор Джагаев? На него тоже возбуждено уголовное дело. Где Маргиев [Урузмаг, начальник УВД города Цхинвал в 2020 году]? Возбуждено уголовное дело. Допросы вели те лица, в отношении которых сейчас возбуждены уголовные дела, и, я полагаю, которые пытались нивелировать эту ситуацию, и они отказываются именно от этих показаний. Эти мягкие и отполированные показания были даны именно при той системе, при которой этот беспредел был простимулирован и санкционирован. Я понимаю, если бы они говорили о показаниях 2023 года. Ведь они говорят, что власть поменялась, и поэтому дело направляли на доследование. Нет. Это показания, которые давались в тот период, когда та власть, которая на сегодняшний день привлечена к уголовной ответственности, пыталась все это свести на "нет"».
Читайте также «Политика задействована вплоть до высших ветвей действующей власти»
Гатагонова предположила, что на свидетелей либо давили, либо они из солидарности с бывшими коллегами отказываются от показаний.
Адвокат обвиняемого Ацамаза Наниева Икрамжан Раматов считает, что эти нюансы не имеют большого значения с юридической точки зрения:
«Свидетели обвинения – это их проблема, что помнят или не помнят… Конечно, столько времени прошло. Но основные моменты ведь помнят. Они юридически абсолютно не значимы, эти обстоятельства. Эти обстоятельства, о которых они говорят, абсолютно не доказывают виновность обвиняемых».
Читайте также Испытание делом Джабиева
Раматов объясняет происходящее процессуальными нарушениями, допущенными следователем на этапе предварительного следствия.
Напомним, Инал Джабиев, Николай Цховребов и Герсан Кулумбегов были задержаны 23 августа 2020 года по подозрению в покушении на главу югоосетинского МВД Игоря Наниева.
Джабиев умер 28 августа 2020 года. Он был жестоко избит в изоляторе временного содержания. Был избит и задержанный вместе с ним Николай Цховребов.
Фотографии из морга распространились по социальным сетям и вызвали возмущение общества и массовые акции протеста в Цхинвале с требованием отставки генпрокурора, главы МВД и президента Анатолия Бибилова.
После прихода к власти президента Алана Гаглоева против экс-главы МВД Игоря Наниева и бывшего генпрокурора Урузмага Джагаева были возбуждены уголовные дела по обвинению в превышении должностных полномочий.
Читайте также Урузмагу Джагаеву предъявят дело ДжабиеваПо словам наблюдателей, дело не просто резонансное. С его исходом общественность связывает надежды на восстановление законности в республике.
Следующее судебное заседание по делу Джабиева состоится ровно чрез неделю, 19-го февраля.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия