Нечистоплотным предвыборным пиар-шагом, ставящим под удар права человека в стране, назвали оппоненты власти ее новую инициативу – принять закон против ЛГБТ-пропаганды и псевдолиберальных ценностей. Об этом решении политсовета «Грузинской мечты» накануне сообщил лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе. А сегодня он уж обвинил в ЛГБТ-пропаганде всех критиков инициативы из оппозиции и гражданского сектора.
Негативная реакция правозащитников и оппонентов власти в отношении инициативы «Грузинской мечты» принять закон «о запрете ЛГБТ-пропаганды» не заставила себя долго ждать. Накануне, после позднего заседания политсовета лидер парламентского большинства и исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе сообщил, что его соратники намерены законодательно защитить общество от ЛГБТ-пропаганды и распространения «псевдолиберальных ценностей». При этом Мдинарадзе сокрушался, что в некоторых странах детям запрещают называть родителей мамой и папой, что у родителей есть право не указывать пол при рождении своих детей. А уже сегодня Мамука Мдинарадзе, изучив реакцию критиков в СМИ и соцсети, обвинил всех в пособничестве ЛГБТ-пропаганде. При этом он ссылался на утверждения, исследования и статистику, не называя ни стран, ни организаций, примеры которых подтвердили бы, что «масштабы ЛГБТ-пропаганды» могут стать угрозой для страны.
«В прошлом и позапрошлом году в официальных структурах, я имею в виду наши дружественные страны, не было оговорок на запрет использования таких слов, как «мама» и «папа», «дочь», «сын» и так далее, а теперь они появились», – с тревогой в голосе сказал Мдинарадзе и продолжал:
Читайте также Ираклий Гарибашвили получил урок венгерского
«Когда мы стоим перед такими вызовами, когда ЛГБТ-пропаганда становится все массовой, и приобретает еще большие масштабы, мы именно сейчас, пропорционально вызовам, правильно решили начать работу над законопроектом, который обеспечит, с одной стороны – защиту от этой псевдолиберальной пропаганды, а с другой стороны – не уменьшит и не ограничит права тех людей, которые следуют нетрадиционным правилам жизни, напротив, усилит защиту их прав».
Your browser doesn’t support HTML5
И все для того, чтобы «вот так принципиально защитить наше будущее поколение от вредных влияний, которые приносит эта пропаганда».
Мдинарадзе отметал все критические вопросы журналистов о том, не обернется ли эта инициатива ограничением прав человека? Или, как это было при попытке принятия аналогичного российскому закона «Об иноагентах», не повредит ли этот будущий закон началу диалога с Брюсселем о вхождении Грузии в ЕС? Такое предположение высказывали накануне некоторые правозащитники и оппозиционеры. Мдинарадзе не без пафоса решил сыграть на патриотических чувствах:
«Грузинские мужчина и женщина, граждане Грузии, никогда не отступят от правды, не откажутся от национальной идентичности и традиций взамен на европейство». И там же добавил: «Не думаю, что наши европейские друзья так поставят вопрос: «или Европа, или ЛГБТ-пропаганда».
Опасения парламентского большинства уже разделил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, пообещав содействие правительства в случае необходимости, но главное, отметил он, законопроект должен быть составлен с учетом всех конституционных норм по защите прав человека.
Читайте также «Они уничтожили государство, а сами твердят, что главная угроза для страны – это ЛГБТ-активисты»
Это обещал и депутат «Силы народа» из парламентского большинства Гурам Мачарашвили, одни из авторов и инициаторов еще одного скандального законопроекта «Об иноагентах», вызвавшего в марте прошлого года масштабные акции протеста. На этот раз депутат Мачарашвили, прославившийся как один из ярых антизападников, такой протестной волны не ждет:
«Я не жду острой реакций, не думаю, что в Грузии найдется какая-нибудь часть общества, которая публично заявит, что является сторонником ЛГБТ-пропаганды в Грузии. Кто такое скажет, тот окажется в меньшинстве, чьи права, чьи права, конечно, должны быть защищены, и мы это сделаем. Но благодаря этому закону мы еще раз проучим этих наших псевдолибералов, (докажем), что защита прав человека – одно, а ЛГБТ-пропаганда – другое».
Партия Мачарашвили о необходимости принять новый закон заговорила 26 февраля, опираясь на публикацию New York Post. В распоряжении издания оказалось заметка госсекретаря Энтони Блинкена к сотрудникам Госдепа. В ней Блинкен призывает своих коллег в Госдепартаменте использовать «гендерно-нейтральные формулировки, когда это возможно», чтобы «продемонстрировать уважение и избежать недоразумений». Он также предложил сотрудникам указывать предпочтительные местоимения в электронных письмах и при представлении на собраниях.
Депутаты «Силы народа» сочли это неопровержимым доказательством того, что угроза ЛГБТ-пропаганды исходит из Госдепа США, и что скоро все это будет навязываться и Грузии. Спикер Шалва Папуашвили в тот же день подхватил идею. 26 февраля он хотя и сказал для формальности, что у каждой страны свои правила, но закономерным посчитал предположить:
«Само собой ожидаемо, что в скором времени в Грузии тоже появятся активисты, которые скажут нам, что монумент «Мать-Грузия» больше не должен так называться».
Тому, что депутаты правящей силы придали такое значение письму Блинкена к своим сотрудникам, искренне удивилась посол США Робин Данниган 28 февраля, когда предстала перед парламентом с докладом.
«Это не связано с Грузией. Что касается языка (гендерно-нейтральной формулировки), в грузинском языке тоже нет местоимений, обозначающих пол, гендер. Думаю, это интересно. Я – гордая мать, сестра, жена, и думаю, каждый должен использовать те формулировки, которые проявляют уважение к другим», – цитирует слова посла IPN.
Примечательно, что и в своей публичной речи в парламенте, посол Данниган, обращаясь к депутатам, продемонстрировала свои консервативные семейные ценности, и заявила, что не может не сказать, что быть послом в Грузии – это величайшая честь в ее жизни:
Читайте также Посол Данниган: «Ни одна страна не поддерживает Грузию так твердо, как США»
«Причина в том, что величайшая честь для меня – быть женой моего мужа на протяжении 31 года и матерью двоих наших детей. Но представлять президента Байдена и США в этой потрясающей стране, безусловно, является одной из самых высоких наград в моей жизни».
Эти слова, которыми завершила свое выступление Данниган, депутаты тогда встретили аплодисментами.
Но, по все видимости, заверения посла о планах правительства США помогать Грузии, в том числе финансово и в сохранении культурно-исторического наследия, парламентское большинство не убедили.
Депутат из «Стратегии Агмашенебели» Паата Манджгаладзе, критикуя инициативу партии власти заявил:
«Я эту инициативу назвал бы инициативой отчаявшихся фарисеев. Приближаются выборы, им понадобились голоса прихожан церкви, и они стали утверждать, что они такие праведные. А что они на самом деле сделали для того, что за 12 лет их правления жизнь в стране шла по правилам истинной веры? Что они сделали для того, чтобы, если и есть такие вызовы, система образования встретила это подготовленной? Ничего».
Читайте также Гомофобия как форма святости семьи
Политолог, директор Центра европейских исследований Фонда Рондели (GFSIS) Каха Гоголашвили тоже считает, что инициатива правящей партии продиктована желанием угодить в том числе и избирателям ультра-радикального толка:
«Абсолютный абсурд в Грузии принимать закон о запрещении ЛГБТ-пропаганды. Будто ЛГБТ-активисты у нас прямо лезут в семьи и угрожают испортить всех детей и тому подобное. Это все надуманные проблемы, но с помощью этих выдуманных проблем они создают себе потенциальных сторонников. У «Грузинской мечты» свои главные приоритеты – это как-нибудь собрать как можно больше голосов, то есть переманить на свою сторону как можно большую часть населения перед выборами».
Выполнение девяти рекомендации ЕС и все вопросы, направленные на европейскую интеграцию, властям нужны настолько, насколько они помогут им в привлечении большего количества избирателей, продолжает Гоголашвили, напоминая, что 85% населения – за евроинтеграцию, и столько же считает себя частью православной церкви.
Читайте также В Грузии стали сжигать флаги ЕС«Поэтому власти с одной стороны стараются показать, что они проевропейские, а с другой стороны играют на совсем других чувствах населения. Они хотят интегрироваться в ЕС на своих условиях, доказывая, что не поступятся грузинскими моральными ценностями, и наши традиции не будут забыты. Как будто в ЕС только над тем и работают, чтобы уничтожить традиции малых народов, малых государств, таких как Грузия, и как будто ЕС создает какую-то угрозу», – возмущается Каха Гоголашвили.
Новый законопроект о запрете ЛГБТ-пропаганды «Грузинская мечта» собирается вынести на обсуждение в парламенте через две недели.