В минувшую субботу в офисе провластной политической партии «Амцахара» в Сухуме прошло собрание руководителей региональных отделений партии, куда были приглашены и депутаты абхазского парламента от партии «Амцахара». Как сообщает пресс-служба партии, на повестку собрания был вынесен ряд вопросов, в том числе о выступлениях и публикациях в соцсетях оскорбительного характера в адрес главы государства, руководства страны, депутатов парламента, простых граждан.
В сообщении партии было сказано, что «собравшиеся резко осудили провокационные заявления ряда партий и организаций, отдельных представителей оппозиции, для которых, по всей видимости, оскорбления стали нормой… Оппозиционные круги целенаправленно, намеренно искажают сущность происходящих в стране процессов, не прекращают сыпать оскорблениями в адрес президента и заниматься клеветой, подавать ложную информацию, делать различные вбросы в соцсетях. Авторы и комментаторы подобных публикаций практикуются в грубостях и «остроумии» в отношении главы государства, что является не чем иным, как позором для страны, но вряд ли они способны каким-либо образом уязвить его».
Your browser doesn’t support HTML5
Подобного прецедента, констатировали выступавшие, не было ни при одном президенте. «Амцахаровцы» напомнили, что законодательство строго запрещает выступать с заявлениями, ущемляющими честь и достоинство главы государства
«Свобода слова и мнений задает определенные границы, переступать за которые нельзя», – говорится в сообщении пресс-службы.
Читайте также Абхазская неделя: недоверие президенту, ультиматум менеджеру и массовая гибель водоплавающихВ этом тексте предсказуемо не было конкретики, чтобы не пересказывать выражения, которые возмущают его авторов. Но в связи с упоминанием парламента можно было догадаться, что речь идет о заявлении, которое сделал недавно парламентарий Беслан Эмурхба:
«Некоторые деятели утверждают, что парламент не доверяет президенту, приняв закон «О внесении изменений в Закон Республики Абхазия «О международных договорах Республики Абхазия», но это не соответствует действительности. Данные изменения направлены на разделение ответственности законодательной и исполнительной ветвей власти в международно-правовом регулировании. Народ Абхазии всегда был деликатен в своих высказываниях, поэтому прошу всех граждан продолжать эту традицию».
Мнения комментаторов в соцсетях разделились. Некоторые говорили, что напрасно обрадовались и выдавали желаемое за действительное те, кто увидел в названном законе недоверие исполнительной власти. Согласно изменениям, внесенным в закон, президент и Кабмин обеспечивают предоставление парламенту проектов международных договоров, заключаемых от республики не позднее 10 дней до принятия решения об их подписании, – это, по мнению комментаторов, свидетельство заботы депутатов о повышении собственного авторитета и роли в международных отношениях. Другие комментаторы спорили с ними: наверняка можно говорить и о снижении доверия исполнительной власти, особенно после допущенных ошибок с географическими координатами в первом варианте законопроекта о передаче России госдачи Пицунда.
Читайте также Абхазский парламент хочет знать о международных соглашениях заранееЧто же касается того, что подобного «не при одном президенте» не было, то здесь, пожалуй, никто не спорит. Другое дело, что, как обычно, причины этого политическими оппонентами видятся в разном. Одни говорили, что представители нынешней оппозиции вконец распустились, из-за, в частности, стремительного развития активности в соцсетях и числа телеграм-каналов. Другие – что причина этой безудержно обострившейся полемики – в самом президенте и его политике.
Примечательно, что эти споры шли на фоне традиционно отмечаемых уже почти полтора десятилетия дней памяти двух первых президентов республики. Напомним, что по стечению исторических обстоятельств дата 4 марта в Абхазии особенная. На протяжении советских десятилетий она отмечалась как день установления советской власти. В независимой Абхазии она не была включена сперва в календарь памятных дат, и лишь спустя более десятилетия, при втором президенте Сергее Багапше, после настоятельных обращений Компартии РА вернулась в него, но лишь как памятный рабочий день. Некоторые шутили, что тут сыграло свою роль и совпадение этой даты с днем рождения Сергея Багапша в 1949 году. Как бы то ни было, девятнадцать лет назад 4 марта стало отмечаться в Абхазии и как день рождения второго президента. А после ухода из жизни в 2010 году первого президента и основателя современного абхазского государства Владислава Ардзинба – уже как трагическая дата.
Читайте также Абхазия: 4 марта с тройной нагрузкойВ этом году это был и юбилей, 75 лет со дня рождения Сергея Багапша. Торжественные мероприятия начались в Очамчырском районе. На юбилейном вечере в пятницу в Доме культуры с участием руководства республики друзья, соратники и близкие поделились со сцены своими воспоминаниями о нем как о выдающемся государственном деятеле. Секретарь Общественной палаты Абхазии, одноклассница Сергея Багапша Гули Кичба сказала:
«Он очень большое внимание уделял матерям погибших. Хочу напомнить также, что в 2007 году, понимая, какую важную роль в строительстве государства играют гражданские институты, он создал Общественную палату. И мы работаем по мере своих сил, чтобы в нашей стране было согласие. И в этом направлении все, что он нам завещал, мы стараемся претворить в жизнь», – сказала Гули Кичба.
Не только 4 марта, как в сегодняшний день, но и во многие другие торжественные дни в Абхазии вот уже больше десятилетия обязательным ритуалом является возложение цветов к мемориалам первого и второго президентов страны – Владислава Ардзинба в селе Нижняя Эшера и Сергея Багапша в селе Джгярда.
И все же почему так разительно отличие в отношениях сегодняшнего населения Абхазии к первым двум, покойным, и к сменившим их последующим троим, ныне живущим президентам? Рассуждать, сопоставлять факты и аргументы на эту тему можно было бы очень долго. Но хочется подчеркнуть: это иллюзия, что перед первыми президентами при их жизни все в обществе только преклонялись. В годы, когда им противостояла тогдашняя политическая оппозиция, по отношению к ним звучало немало публичной критики. И если при обращении к первому еще подбирали слова, учитывая его заслуги в борьбе за свободу Абхазии, то второй уже не раз обращался в суд с исками об оскорблении чести и достоинства.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России