В абхазском интернет-сообществе в эти дни вдруг вспыхнуло несколько дискуссий, причем на разные темы, но все касающиеся жизни средних школ.
Первая тема вышла вчера на уровень премьер-министра республики. Пресс-служба Кабинета министров Абхазии сообщает, что 11 марта Александр Анкваб принял группу учителей сухумских школ и депутата парламента Наура Нармания, передавших правительству обращение педагогической общественности. В нем преподаватели средних школ выразили консолидированную позицию специалистов, в том числе преподавателей Абхазского университета, в связи с приказом министра просвещения от 8 февраля этого года. Данным приказом Минпрос республики утвердил положение «О проведении письменного экзамена по учебной дисциплине «математика: алгебра и геометрия» в 9 классе и «математика: алгебра и начало анализа, геометрия» в 11 классе».
В обращении педагогического сообщества указывается, что их несогласие с таким решением – сделать устные экзамены письменными – вытекает из целого ряда вопросов, ответы на которые не были получены от министерства. В частности, преподаватели математики и методисты ставят вопрос о конечных целях такого кардинального изменения порядка проведения письменных экзаменов и критериев оценок учащихся. Специалисты считают нововведение несвоевременным, поскольку правила меняются всего за 3 месяца до предстоящих школьных экзаменов, они не обсуждались с привлечением методистов, самих преподавателей предметов, не проводилась апробация в виде экспериментальных исследований и, соответственно, не было обсуждения итогов эксперимента. Учителя и методисты обращают внимание на то, что Министерство просвещения при издании приказа проигнорировало общую позицию специалистов, неоднократно выраженную в разных форматах, в том числе на заседании профильного комитета парламента Республики Абхазия по образованию, науке, языковой политике. Исходя из изложенных в обращении доводов, преподаватели математики, представляющие все регионы республики, просят правительство отменить соответствующий приказ Минпроса. Подводя итоги встречи, премьер-министр Александр Анкваб заявил, что правительство изучит сложившуюся ситуацию и даст ответ на обращение в возможно короткие сроки.
Не странно ли, что премьер-министр собирается рассматривать вопрос, в письменной или устной форме будут проходить два экзамена в старших классах? Добавляет красок ситуации и циркулирующая в обществе информация, что парламентарий Нармания со своими единомышленниками пытался встретиться с молодым министром просвещения Иналом Габлия, но тот их не принял.
В обществе спорят: с одной стороны, устные экзамены по математике – это послабление, возможность «натягивать» оценки ученикам, но с другой, переходу на новую систему должна была предшествовать более длительная и обстоятельная подготовка. В любом случае, сам по себе конфликт – нонсенс: Инал Габлия, тезка и ровесник главы внешнеполитического ведомства Абхазии Инала Ардзинба, как и тот, оказавшийся в министерском кресле сразу по прибытии из Москвы, уже не раз вступал в конфликты – с сухумской администрацией и так далее.
А вот интернет-дискуссия на другую школьную тему не вышла за рамки одной группы в абхазском сегменте соцсетей, но зато набрала множество комментариев. Автор поста под ником «Анонимный участник» написал:
«История 8 марта и не только
1. Может ли педагог, считающий себя уважаемым и умным человеком, попрекнуть родителей в том, что вместо конвертов с купюрами на 8 марта получил торт и кофе?
2. Имеет ли право педагог со стажем заставить родителей пойти и сделать всем учителям конверты (при том, что сам данный педагог конверты не принимает)?
3. Может ли этот педагог, получив через час букет, бросить его в мусорное ведро и оскорбить детей, родителей?..».
И так далее. Заканчивает же автор поста словами: «Не называю имени этого педагога. Его и так вся школа знает».
Один из комментаторов откликнулся:
«Сам – аноним. И даже номер школы побоялся назвать, даже город или район, где школа находится. Зашифровался со всех сторон. В таких случаях есть обычно объяснение, что автор не хочет подставлять своего ребенка или детей, которые учатся в этой школе. Но с другой стороны, почему читатель должен верить всем словам изливавшего душу? Он же не выслушал другую сторону».
Нет ничего удивительного, что половина комментаторов возмущалась картиной, которую описал автор поста, а половина – им самим. Вот несколько комментариев:
- «Родители виноваты, что сами дарят подарки и приучили к этому... Плюс дети невоспитанные. И только не надо защищать сейчас своих чад. Если 20% из всех понимают, как вести себя – это хорошо, если 40% учатся, то это счастье. Так что, родители, начните с себя».
- «Без имен и фото – выстрел в воздух. Учитель один, а родителей не меньше 15–20 человек. Не думаю, что учитель держит всех в страхе. Посмотрел бы, как моего ребенка загнобят в такой ситуации».
- «Это в основном в пафосных школах происходит, где учителя так себя ведут. Мы тоже перевелись из такой школы в простую и довольны до ушей. На таких учителей в гороно надо идти жаловаться, они этого очень боятся!».
И вот на следующий день – новые дебаты на школьную тему. И снова пост написал «Анонимный участник»:
«Опрос всех, у кого дети учатся в нашей стране в школе. Скажите, пожалуйста, родительский комитет имеет право, собрав сумму в начале учебного года на целый год вперед, не сообщать всем родителям, что и как организовывают? В нашем случае, когда спросили про отчет, стали насмехаться – мол, мы друг другу доверяем, а потом и вовсе перестали сообщать. Когда стали возмущаться, до ссоры дошло: «мы можем вернуть ваши деньги».
И вот какие были комментарии:
- «Деньги любят счет. И за каждый рубль надо отчитываться. Но мое мнение, что пора прекращать сборы на праздники. Хотите уделить внимание, сами идите к учителю домой и поздравляйте хоть с Днем космонавтики. Максимум – собрали на контрольные тетради, моющее для класса и на уборку (но я бы ввела практику детям самим убирать)».
- «Полностью согласен с вашим мнением, за исключением уборки классов. Для этого в школах есть технички, которые получают зарплату, а если их не хватает на всю школу, нужно увеличить их штат».
- «Просто не сдавайте деньги – и все! Никто не имеет право требовать с вас, если нет отчета по сборам! Сборы дело добровольное».
- «Состою в комитете в двух классах, и у меня всегда полная отчетность с фотографией чеков и всем списком покупок и затрат... Только так и должно быть, а как иначе! Если не меняется ничего, меняйте комитет».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России