Парламент Южной Осетии сегодня обратился к Совету Федерации и Госдуме РФ в связи с лишением российского гражданства депутатов Гарри Мулдарова, Давида Санакоева и Дзамболата Медоева. Народные избранники просят не заступиться за их коллег, а помочь установить причины такого решения. Между тем в югоосетинском обществе продолжают гадать, что стоит беспрецедентным шагом российской ФСБ, и как это отразится на рейтинге указанных политиков.
Текст обращения зачитал Давид Санакоев. В нем нет просьбы заступиться за депутатов или каким-то образом повлиять на решение ФСБ, но народные избранники просят российских коллег содействовать в получении информации из ФСБ о фактах совершения действий, создающих угрозу национальной безопасности России.
«Депутатам Медоеву, Мулдарову и Санакоеву не разъяснено, какие предпринятые действия создали угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Никакие документы, помимо уведомления о лишении гражданства, они не получили», – говорится в обращении.
Читайте также Знакомые лица без гражданстваСанакоев напомнил, что более 90% граждан республики также являются гражданами Российской Федерации. Они, как и депутаты парламента Южной Осетии, «полностью поддерживают решения руководства Российской Федерации, направленные на защиту национальных интересов России».
О том, что парламент собирался принять обращение, депутаты были предупреждены заблаговременно. С 6 марта предпринималось три безуспешные попытки собрать народных избранников, но заседание дважды срывалось из-за отсутствия кворума и один раз его отложили из-за неявки президента.
Сегодня из 34 парламентариев на заседание явились лишь 27, из которых 20 поддержали приятие документа, остальные не выступили против и не воздержались – они просто не приняли участия в голосовании.
Наблюдатели отмечают, что это первый подобный случай в истории парламентаризма Южной Осетии.
Возможно, на депутатов нагнало страху заявление Давида Санакоева, опубликованное в телеграм-канале партии «За справедливость». В видео он назвал происходящее политическим преследованием и произволом и отметил, что за этим стоят прогрузинские силы в России и руководство республики во главе с президентом:
«Нам закрыли въезд в Российскую Федерацию. Причины запрета нам так и не смогли объяснить, но это противоречит духу взаимоотношений между Российской Федерацией и республикой Южная Осетия, и также это ограничивает наши права на судебную защиту. Каким образом мы сможем защищать себя в российском суде, если даже не можем попасть в страну? Мы считаем это полноценным политическим преследованием и произволом, ничего не имеющим общего с законом. Мы прекрасно понимаем, что эти вопросы решаются прогрузинскими силами в России совместно с руководством нашей республики во главе с президентом. Хочу обратиться ко всем жителям Осетии. Сам факт, что троих людей лишают гражданства Российской Федерации, не является глобальной проблемой. Но если депутаты парламента Южной Осетии не могут попасть из одной части Осетии в другую только лишь из-за своей позиции по границе с Грузией, то что будет завтра? Будут ли преследовать тех людей, которые посчитают границу между Республикой Южная Осетия и Грузией государственной? А вот это уже серьезные вопросы, и здесь это не просто какие-то предположения, а похоже на прямые действия по вовлечению Южной Осетии в Грузию. И тут реагировать должны не только мы, но и многие другие. Мы будем дальше информировать вас о том, что происходит по этому вопиющему случаю».
11 марта президент Алан Гаглоев выступил с разъяснением причин беспрецедентного решения российских силовиков в отношении югоосетинских депутатов. По его словам, Санакоева, Медоева и Мулдарова лишили гражданства из-за их настойчивости в продвижении поправок к закону «О государственный границе» в части разграничения территорий с Грузией.
Читайте также Гражданству нашли границыОни предполагали изменить временный статус границы, «не оформленной в международно-правовом отношении и подлежащей договорному закреплению», как указано в действующей редакции закона, на постоянный – по Декрету №2 Всегрузинского Центрального исполнительного комитета советов и Совета народных комиссаров ССР Грузии «Об образовании автономной области Юго-Осетии» и прилагаемым к декрету протоколам о разграничении территорий приграничных населенных пунктов.
По утверждению Алана Гаглоева, приятие закона могло привести к вооруженному конфликту с Грузией.
В республике подобные утверждения считают надуманными и абсурдными.
В то же время югоосетинская общественность не нашла другого объяснения, кроме «растущего влияния грузинского лобби» на российско-югоосетинские отношения. Эта версия в Цхинвале популярная, но не единственная. Далеко не все из числа сочувствующих депутатам усматривают в их злоключениях руку Тбилиси.
Читайте также В Южной Осетии «окончательно запутались»По версии политического журналиста Руслана Тотрова, скорее всего, эта история объясняется предстоящими выборами в парламент. Тотров считает, что президент таким образом проводит кампанию по дискредитации политических конкурентов:
«Версия о том, что гонения на депутатов южноосетинского парламента связаны с возможным проектом по сворачиванию государственности Южной Осетии, мне представляется не вполне состоятельной и вот почему. Масштаб личности президента государства Алания и его заединщиков настолько ничтожен, что я категорически отказываю этим господам в сколько бы то ни было стратегическом мышлении как таковом.
Я полагаю, что мы здесь имеем дело с тем, что называется, аргументом ad hominem, то есть просто переходом на личности. Гаглоеву очень не нравится деятельность Давида Санакоева и его коллег, и я думаю, здесь получилось так, что удачно легли карты и совпали звезды, если хотите.
Очевидно, президент Гаглоев вместе со всеми своими так называемыми сотоварищами просто достучался до нужных кабинетов в Москве и под сурдинку так называемой дестабилизации ситуации провернул операцию с лишением гражданства депутатов.
Как вы понимаете, они абсолютно все, не укладывающееся в их порочную канву, нынче именуют дестабилизацией.
Совершенно не вижу здесь никакой мохнатой кровавой грузинской руки – это исключительно личностные разборки, что не делает ситуацию менее отвратительной.
Это демарш со стороны южноосетинских властей, а также очевидное паскудство с российской стороны. Тут тоже двух мнений быть не может, особенно учитывая, что, на секундочку, Давид Санакоев всегда был верным партнером и сторонником взаимоотношений России и Южной Осетии. Он никогда даже мысли не допускал о том, что вектор развития государства Алания может быть каким-нибудь, кроме пророссийского. Да, поэтому это паскудство.
Я думаю, что лучшим ответом на этот югоосетино-российский экзерсис может быть, ну например, давайте пофантазируем, избрание кого-то из этой троицы председателем парламента Южной Осетии. А в дальнейшем, если это наше оппозиционное трио консолидирует свои усилия и выставит единого кандидата на следующие президентские выборы, вот будет смеху, если тот же Санакоев станет президентом Южной Осетии и одновременно невъездным в Российскую Федерацию человеком! Вот это будет действительно весело! Я думаю, такой ответ будет самым лучшим и господину Гаглоеву, и тем российским незадачливым чиновникам или силовикам, которые провернули совершенно неблаговидное, очень мелкое, дурно пахнущее дельце».
По мнению Руслана Тотрова, если в довершение к лишению гражданства югоосетинских депутатов не допустят к избирательной кампании под предлогом некой установленной ЦИК «причины», его версия будет считаться подтвержденной.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России