Центральноазиатский след продлили до Северного Кавказа

В Махачкале и в расположенном рядом с ней Каспийске 31 марта был объявлен режим контртеррористической операции. Силовики провели спецоперации и задержали троих человек. Двое из них были задержаны в одной из квартир в дагестанской многоэтажке, еще один — в Каспийске.

Как заявил Национальный антитеррористический комитет (НАК), мужчина отказался открыть дверь спецназу, в связи с чем тот забросал квартиру дымовыми шашками. Еще в одной квартире в Каспийске, находившейся в 2,5 километрах от первой, никого обнаружить не удалось, обращает внимание дагестанская газета «Черновик», исходя из официально объявленной информации о троих задержанных.

На период спецоперации жители были эвакуированы из квартир и дожидались окончания событий во дворе. Как рассказывал дагестанский корреспондент «Известий» Мурад Магомедов в своем телеграм-канале, к месту проведения одной из операций стянуто много бронетехники. Все автомобили, выезжающие с территории, досматриваются.

Как сообщает НАК, задержанные планировали совершение террористических актов:

«Пострадавших среди гражданского населения и потерь среди личного состава сил правопорядка нет. При осмотре мест задержания преступников обнаружены автоматическое оружие, боеприпасы и готовое к применению самодельное взрывное устройство».

Операция продолжалась с половины шестого утра до полудня. Прокомментировал события глава Дагестана Сергей Меликов:

Сергей Меликов

«Я хочу поблагодарить все ответственные службы за блестяще проведенную операцию. В первую очередь это, конечно, заслуга оперативного штаба УФСБ России по Дагестану, руководившего операцией и раскрывшего боевиков, а также всех сотрудников УФСБ по РД и МВД по РД, в том числе подразделений специального назначения. Выявление преступников произошло в том числе в рамках усиления безопасности после теракта в Подмосковье».

Читайте также Reuters: Иран незадолго до теракта в «Крокусе» предупреждал РФ об угрозе

О том, что спецоперация, возможно, была связана с терактом в «Крокус Сити Холле» 22 марта, говорят очевидцы, опрошенные «Известиями». В частности, один из них сказал: «Зашли, проверили, спрашивали, мигранты есть, нет…». «Задержанные сегодня в Дагестане в ходе КТО граждане среднеазиатской республики, по предварительной информации, имели прямое отношение к террористам, которые напали на «Крокус Сити Холл», – об этом сообщал еще до официального окончания спецоперации со ссылкой на свои источники телеграм-канал «Раньше всех. Ну почти». «Террористов в Дагестане выявили в рамках усиления безопасности после теракта в «Крокус Сити Холле», – заявил и Сергей Меликов.

Как сообщает «Интерфакс», ФСБ РФ заявила, что установлена причастность задержанных накануне в Дагестане боевиков, готовивших теракты, к финансированию и снабжению атаки на концертный зал «Крокус Сити Холл».

На фото – по утверждению ФСБ России – взрывное устройство, обезвреженное в Дагестане

«Установлено, что задержанные боевики непосредственно участвовали в финансировании и обеспечении средствами террора исполнителей террористического акта, совершенного 22 марта 2024 года в концертном зале «Крокус Сити Холл» в Москве», – сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ. «Сразу после совершения террористической атаки они намеревались выехать за пределы России».

ФСБ распространила кадры задержания и допросов подозреваемых в подготовке теракта в Дагестане. Они признались, что планировали взорвать набережную или парк Победы в Каспийске, следует из видео.

Как писал «Кавказский узел», 31 марта три человека были задержаны в Махачкале и Каспийске в ходе контртеррористической операции. Национальный антитеррористический комитет (НАК) заявил, что задержанные планировали теракты, у них найдено автоматическое оружие, боеприпасы и самодельное взрывное устройство. Двое задержанных — выходцы из Средней Азии, третий из Дагестана, сообщил сегодня источник в силовых структурах. Четыре человека снабжали деньгами и оружием участников нападения на «Крокус Сити Холл», а также сами готовили теракт, заявила 1 апреля ФСБ.

Читайте также Путин навязал своим спецслужбам «украинский след» в «Крокусе»

Режим контртеррористической операции (КТО) был введен 31 марта на территории Ленинского и Советского районов Махачкалы и в Каспийске, граничащем с Махачкалой. Перед этим, по данным силовиков, была получена информация о местонахождении вооруженных людей, причастных к террористической деятельности. Режим КТО был отменен в тот же день.

ФСБ также распространила кадры задержания в Махачкале. «Где бомба?», – спрашивает голос за кадром мужчину, лицо которого заблюрено. «В моей квартире». «Что собирались взорвать?» – «Набережная в Каспийске», – отвечает задержанный.

Имена задержанных не называются, никаких подробностей спецслужбы не сообщают. Между тем, после теракта в «Крокус Сити Холле» спецслужбы явно повысили свою активность, в том числе и на Северном Кавказе. 29 марта ФСБ отчиталась о предотвращении теракта, как сказано, в местах массового скопления людей на Ставрополье. Согласно этому сообщению, задержаны трое граждан одного из центральноазиатских государств.

Между тем, активность вооруженного подполья на Северном Кавказе отмечалась в последнее время и вне связи с терактом в Подмосковье. В частности, 2 марта в ингушском Карабулаке был введен режим КТО в связи с тем, что в многоквартирном доме в центре города спецназ, как сообщалось, блокировал группу боевиков, вступив с ними в перестрелку.

В Ингушетии вооруженное подполье не напоминало о себе с весны прошлого года. В Дагестане, как заверял тогдашний глава республики Рамазан Абдулатипов, все диверсионные группы были разгромлены в 2017 году. Действительно, все последние годы сведений о выступлениях, подобных тем, которые прежде сотрясали республику, почти не поступало. Время от времени приходили сообщения о вооруженных выступлениях против власти в Чечне. Подробностей, впрочем, также не сообщалось. Некоторые наблюдатели полагали, что речь могла идти о внутренних политических противоречиях, хотя предположения о том, что некоторые очаги в основном подавленного вооруженного сопротивления кадыровской власти могли остаться, тоже не выдвигались. В частности, они могли укрываться и на территориях Дагестана и Ингушетии. Информации об участии в террористической деятельности представителей стран Центральной Азии прежде не поступало, как, впрочем, и сколь-нибудь логического обоснования возможности такой деятельности там, где и с собственным подпольем удалось справиться буквально вчера, и потому традиции борьбы с ним особенно сильны.

Подписывайтесь на нас в соцсетях