Дворец основателя Гагрской климатической станции русского принца Александра Ольденбургского был построен в 1903 году и сразу стал архитектурной жемчужиной на Черноморском побережье Кавказа. Но в последние десятилетия замок стал одним из самых известных абхазских заброшенных памятников культуры. На днях власти Абхазии заявили о возможной передаче строения в аренду инвестору, что сразу вызвало волну споров в обществе.
Переговоры о сдаче в аренду с обязательной реставрацией ведутся с российским инвестором, рассказал на днях журналистам начальник управления историко-культурного наследия Абхазии Гарик Сангулия. Он оговорился:
«Пока мы не убедимся в том, что будет соблюдено наше законодательство, никаких соглашений подписано не будет. На данный момент согласованы начальные документы, которые российские инвесторы должны рассмотреть. Изначально будет эскизный проект работ, который мы должны изучить, и только после этого дадим разрешение на разработку полноценного проекта по ремонтно-реставрационным работам. Проект определит этапы работ, которые должны будут одобрить профильные органы Абхазии. Еще одно условие абхазской стороны – открытие исторического музея в стенах дворца принца Ольденбургского с возможностью проведения там экскурсий».
Сангулия подчеркнул, что пока потенциальный инвестор не примет все условия абхазской стороны, соглашение подписано не будет.
Дворец русского принца создавался по проекту архитектора Григория Люцедарского, который был одним из проводников петербургского модерна. В 1903 году была завершена западная часть дворца, а в 1904 году возвели восточную.
Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932) – правнук императора Павла Первого и близкий родственник императора Николая Второго, был интересной и деятельной личностью. Побывав в Гагре в командировке, он влюбился в этот край с замечательной природой и решил сделать из малярийного места кавказскую Ниццу. Начал принц с железной дороги, по которой доставлять грузы было куда легче, провел электричество, телеграфную связь, построил водопровод и канализацию. Были созданы библиотека, школа, Субтропический техникум, кинематограф, Зимний театр, климатическая станция, парк с экзотическими растениями и многое другое. Благодаря стараниям принца Гагра стала роскошным курортом Российской империи.
11 лет назад имя Александра Ольденбургского оказалось в центре скандала в Абхазии. В 2013 году курорту Гагра исполнилось 110 лет, и местная общественность обратилась в администрацию города с просьбой отметить эту дату – в том числе установкой бюста основателю Гагры, подаренного городу благотворительным фондом из Монако. Однако группой интеллигенции это предложение было встречено в штыки, хотя поставить бюст намеревались в живописном парке, который и так давно носит его имя. Противники напоминали, что принц был представителем царской администрации, сторонники отвечали: разве он был участником Русско-кавказской войны? Для Абхазии и абхазов он не сделал ничего плохого, кроме хорошего. Ведь не случайно он так позитивно описан Фазилем Искандером в его романе «Сандро из Чегема».
Читайте также В Гагре не знают, что делать с бюстом принца ОльденбургскогоВ конце концов, бюст не стали ставить в парке, а установили в закрытом помещении.
Что касается дворца принца Александра Ольденбургского, то он расположен в Старой Гагре, на склоне горы Сигналка. Рядом протекает река Жоэквара. В феврале 1917 года принц Ольденбургский покинул Россию, его имущество национализировали, и во дворце сделали санаторий для нервных больных. В советское время действовал санаторий имени И. В. Сталина, а затем элитный пансионат «Чайка». В ходе Грузино-абхазской войны 1992-1993 годов замок серьезно пострадал.
В 2013 году его посетил внучатый племянник принца Ольденбургского Гуно, герцог фон Ольденбург с супругой. Прием был устроен в отреставрированном на тот момент флигеле. Ставился вопрос о том, чтобы внести дворец в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На сей раз, как и десятилетие назад, в Абхазии вновь завязались споры. Но они не касались личности принца, а были связаны исключительно с темой недвижимости. Тем более, что речь идет о памятнике архитектуры:
Читайте также Приемлема ли частная собственность на землю в современной Абхазии?- «Началось»
- «Нас тоже сдайте уже в аренду»
- «Аренда – это неплохо. Главное, чтобы продажей потом не стало»
- «А почему сами не реставрируем? Поменьше тырить казны, господа, хотя какую фигню я сказал»
- «Мне кажется, что большинству у нас хочется, чтобы все вокруг все больше превращалось в руины»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России