В первых числах апреля в Абхазии в фокусе общественного внимания вновь оказалась тема восстановления Сухумского аэропорта имени Владислава Ардзинба.
Напомним прежде всего, что последние пару десятилетий сообщения на тему восстановления Сухумского аэропорта вызывали весьма разные эмоции и комментарии в обществе. Поначалу была эйфория с толикой скептицизма: неужели получится? Потом все чаще они стали вызывать раздражение: президент сменяется президентом, а все остается только разговорами… Наконец, в прошлом году дело сдвинулось с места.
Соглашение о возобновлении деятельности Сухумского аэропорта между Москвой и Сухумом было подписано в Санкт-Петербурге. Абхазский парламент ратифицировал документ 26 июля. Восстановить аэропорт планируется в 2024 году. Инвестором является сын Рашида Нургалиева, бывшего министра внутренних дел России и нынешнего первого заместителя секретаря Совета безопасности России – Рашид Рашидович Нургалиев. Стоимость первого этапа реконструкции составит 6,5 млрд рублей. На эти деньги обновят 2,4 км из 3,6 км взлетно-посадочной полосы – аэропорт сможет принимать пассажирские самолеты типа SSJ-100, МС-21 и грузовые Ил-76. Рассчитан уже и поток пассажиров: на первом этапе 375,8 тысячи человек. После завершения второго этапа работ – 1 млн пассажиров в год. Если все пойдет по плану, отмечают в Москве, то Сухумский аэропорт будет запущен к концу 2024 года. Сотрудников охраны для Сухумского аэропорта, которые будут ответственны за безопасность, подготовят соответствующие структуры Беларуси.
Читайте также Сухумский аэропорт – снова о главном «заброшенном проекте» АбхазииНо теперь, прежде всего со стороны оппозиционной части общества, звучит много критики из-за того, что большая часть инфраструктуры аэропорта будет принадлежать его инвестору. Сейчас же, в апреле выяснилось, что территория аэропорта должна расшириться за счет некоторых прилегающих домохозяйств. В понедельник 1 апреля Сухумский аэропорт осмотрели 17 абхазских парламентариев, «обеспокоенных планами по расширению территории».
Вскоре в одном из абхазских телеграм-каналов появилась информация, что 3 апреля в административном здании Сухумского аэропорта пройдет собрание комиссии, состоящей из ограниченного количества жителей района, министра по энергетике и транспорту, вице-президента и других представителей исполнительной власти. Сообщалось, что руководство района обратилось к жителям села Бабышьира с просьбой не собираться и не устраивать митинг, так как «Аслан Бжания не знал о том, что у жителей будут отбирать земли и дома, и передал обещание, что ни у кого земли отбирать не будут».
Читайте также Встречное предложениеНо эта встреча была отменена, так как накануне, во вторник 2 апреля, в администрации президента состоялась встреча вице-президента Бадры Гунба и первого вице-премьера, министра энергетики и транспорта Джансуха Нанба с представителями жителей территорий, прилегающих к строящемуся аэропорту. Как сообщила пресс-служба президента, в ходе встречи обсуждались важные аспекты реализации инвестиционного проекта строительства международного аэропорта «Сухум» имени В. Г. Ардзинба. Делегаты от села Бабышьира озвучили вице-президенту опасения в том, что важные решения могут быть приняты без учета интересов местных жителей. Вице-президент заверил их, что реализация столь масштабного и важного общенационального проекта будет осуществляться в соответствии нормами национального законодательства, гарантирующего защиту прав собственников и реализацию интересов каждого жителя.
«Этот важнейший проект должен объединять нас всех. Мы намерены услышать каждого жителя и подходить к решению всех вопросов внимательно и индивидуально», – подчеркнул Бадра Гунба.
Представители села Бабышьира, признавая важное значение проекта для развития района и всей страны, заявили о том, что не намерены организовывать митинги или протесты, которые могут быть восприняты как препятствование строительству аэропорта. Единственное, что беспокоит жителей села – это то, чтобы государственные интересы реализовывались без ущерба интересов простых жителей.
В интернет-комментариях преобладало возмущение:
- «Что так нагло инвесторы себя ведут?! Захотели и оттяпали землю, помимо той, что в соглашении указано... У аэропорта достаточно территории. С советских времен там ее хватало, а сейчас откусить хотят. Будто аэропорт интенсивно будет работать, как при СССР».
- «Так при СССР и нормативы были другие. С годами техника меняется, и соответственно все показатели по выбросам и по шуму тоже будут меняться. Но, судя по всему, так как законов таких и норм не предусмотрено в РА, то соблюдать их инвестор не будет, и ориентироваться на нормы РФ тоже. А потом те же люди будут жаловаться, что в таких условиях жить невозможно»
- «В советские времена, когда был огромный поток пассажиров, не расширяли, а теперь дай бог, чтобы он достиг хотя бы 20–30% от довоенного. Кто настропаляет людей, что они начинают верить во всякие глупости»
- «Взлетно-посадочная полоса изначально предназначалась для посадки самых крупных самолетов, и расширять ее нет необходимости. То же касается и аэродромной инфраструктуры»
- «Что они могут пообещать? Будто от них что-то зависит»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России