Югоосетинский паспорт и свобода передвижения в Грузию за голос в пользу кандидатов от власти. Президентская партия «Ныхас» подкрепляет предвыборную агитацию заманчивыми предложениями к ленингорцам и жителям поселка беженцев в грузинском Церовани.
Накануне в Ленингоре лидер партии власти «Ныхас» Зита Бесаева провела собрание с членами районного отделения. Помимо обсуждения предстоящего съезда по выдвижению кандидатов на предстоящие парламентские выборы, районные партийцы получили инструкции, как агитировать избирателей одномандатного округа №16.
В Ленингорском районе два избирательных округа. В западной части – 17-й, куда входит так называемая цинагарская зона. С начала конфликта и до признания Россией независимости Южной Осетии она находилась под контролем Цхинвала. Восточная часть с преимущественно грузинским населением, включая поселок Ленингор, перешла под юрисдикцию Цхинвала по итогам пятидневной войны 2008 года. За 14 лет она так и не интегрировалась в республику. Там до сих пор почти не говорят на русском или осетинском языках, местное население за редким исключением не представлено в руководстве района. Окраина не связана с центром регулярным общественным транспортом, местные не бывают в югоосетинской столице, предпочитая шопинг и медицинское обслуживание в Грузии. Как результат, восточная часть района находится на отшибе югоосетинского общественного внимания, что позволяет бюрократии не слишком церемониться с местными жителями.
Отсутствие медицинского сервиса, распределение должностей среди узкого круга привилегированных товарищей и их цхинвальских покровителей, откровенное воровство бюджетных средств, многомесячные задержки с выплатами зарплат рабочим – обыденность, с которой ленингорцы давно смирились. Единственная принципиальная для них позиция, на которой они настаивают – это свобода передвижения через границу как возможность видеться с родственниками и получать медицинское обслуживание в Грузии.
Читайте также Политика как спецоперация и ее заложникиИзбирательная кампания – тот самый редкий случай, когда власти нуждаются в поддержке населения и открывается окно возможностей для местных избирателей, требующих внимания к своим нуждам. Исходя из этого и формируют свои предвыборные обещания кандидаты в округе №16. Они почти не меняются от выборов к выборам. Не станет исключением и предстоящая избирательная кампания.
И в этот раз председатель партии власти Зита Бесаева поручила партактиву пообещать избирателям: если на выборах в районе победит партия «Ныхас», пункт пропуска «Раздахан» заработает в режиме, предшествовавшем цнелисскому кризису. То есть будет работать ежедневно, а общественному и личному транспорту разрешат пересекать границу. В настоящее время ее открывают в последнюю декаду месяца лишь для пешего перехода.
Местное население к этим посулам относится с недоверием. Алан Гаглоев во время президентской кампании 2022 года обещал ленингорцам восстановить транспортное сообщение с Тбилиси в прежнем виде. «Что мешало ему выполнить обещание после избрания президентом, и зачем ему это делать теперь?», – задаются вопросами ленингорцы.
Читайте также «Придумывают новшества, чтобы создать возможности для коррупции»Куда эффективнее на результаты голосования может повлиять другая предвыборная акция властей, стартовавшая примерно два месяца назад: массовая раздача югоосетинских паспортов жителям поселка беженцев Церовани, а также местным, кто их еще не получил.
В Церовани на югоосетинские паспорта большой спрос: это возможность оформить югоосетинскую пенсию (порядка 10 тысяч рублей) и право собственности на свою недвижимость в районе. Это возможность без особых проблем получить постоянный пропуск на въезд в республику, ездить через Южную Осетию в Россию и со временем даже получить российское гражданство.
Читайте также Паспорт пенсию бережетМестные наблюдатели убеждены, что подавляющее большинство новоиспеченных граждан выполнит свое обещание – проголосует за «Ныхас» и ее кандидата по одномандатному округу Зазу Дрияева.
Эта схема не нова: перед выборами 2019 года паспорта раздавали в обмен на поддержку «Единой Осетии» и ее мажоритарного кандидата Спартака Дрияева, пока местные активисты не подняли скандал по поводу подкупа избирателей. После того, как история получила огласку, массовую раздачу гражданства пришлось остановить. Всего по выборным мотивам югоосетинское гражданство в 2019 году приобрели 128 церованцев, но из-за скандала часть из них получила на руки паспорта лишь после выборов и не смогла принять участие в голосовании. В результате выиграл кандидат от оппозиционной «Ныхас» Заза Дрияев. Вероятно, тогда наблюдательный кандидат подсмотрел предвыборную стратегию конкурентов и взял ее на вооружение.
Читайте также Заза оторвался от Спартака, но не от «Единой Осетии»По оценкам местных наблюдателей, после выборов Алана Гаглоева югоосетинское гражданство получили около семисот ленингорцев и церованцев, из них около пятисот – за последние два месяца. Оценки депутатов несколько скромнее. В настоящее время парламентские комитеты рассматривают законопроект Центризбиркома «О схеме избирательных округов Южной Осетии». 19 марта истек пятилетний срок действия этого закона, и выборы не могут состояться, пока парламент не утвердит новую нарезку округов. В ходе обсуждения депутаты обратили внимание, что количество избирателей в округе №16 с 2019 года выросло на 450-460 человек, а в округе №17 – примерно на 100, в то время как по остальным округам республики количество избирателей за последние пять лет сократилось.
Впрочем, данные депутатов и ленингорских спикеров не противоречат друг другу. Дело в том, что из принятых пять лет назад в гражданство ленингорцев примерно половина получила паспорта уже после выборов, поэтому не была отражена в законе. И в этот раз районная администрация, предоставляющая в ЦИК данные о гражданах, достигших избирательного возраста (по их отчетам Избирком формирует округа), очевидно, отразила не полую картину.
Читайте также Ленингорцам начали выдавать югоосетинские паспортаПроцесс раздачи паспортов еще не завершен. Многие из тех, кто получил гражданство недавно или еще в процессе его оформления, не были учтены в предоставленных Центризбиркому данных. Разница в оценках депутатов и ленингорских наблюдателей не принципиальна. Для победы на выборах мажоритарию необходимо набрать примерно 300 голосов. Количество выданных паспортов почти вдвое превышает эту цифру.
Жители восточной части района относятся к этой практике неоднозначно. Они рады, когда паспорт получает кто-то из уехавших членов семьи. Это возможность видеться чаще, а югоосетинская пенсия – хорошее подспорье старикам. Но их участие в выборах раздражает ленингорцев, потому что церованцам безразлично, за кого голосовать. Они легко идут на сделку с кандидатами ради малейшей выгоды, игнорируя интересы местного общества. Это похоже на то, как югоосетинская общественность относится к участию в голосовании сограждан, постоянно проживающих в Северной Осетии: «Вы голосуете там, а мы расплачиваемся за ваш выбор здесь».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России