Югоосетинский ЦИК не спешит с ответами на накопившиеся вопросы

Кандидаты в депутаты от политических партий и самовыдвиженцы по одномандатным округам жалуются на отсутствие внятных рекомендаций ЦИК Южной Осетии по оформлению документов, необходимых для их регистрации. Они опасаются, что это может привести к ошибкам при заполнении формуляров и послужить основанием для отказа в регистрации.

Некоторые формы отчетности вообще не разработаны, и кандидаты вынуждены собирать документы, что называется, по наитию, с надеждой, что Центризбирком их примет. Например, не разработана форма справки о доходах и расходах за последние три года, как того требует закон.

Кандидатам рекомендовано предоставлять отчетность по формам, принятым для государственных служащих, но это, как указывают кандидаты, не одно и то же. По закону «О выборах депутатов» кандидат должен предоставить отчетность за три последних года, то есть с 1 января 2021 года до 31 декабря 2023-го, а по отчетности о госслужащих – до 31 марта 2024 года.

Последняя не предполагает графы для пенсионного обеспечения. Наверное, кандидатам-пенсионерам нужно будет вносить пенсии в графу «прочие доходы» – конечно, если они догадаются, потому что никаких методических указаний ЦИК о том, как кандидату в депутаты заполнять форму для госслужащего до сих пор не было.

Для сравнения, на сайтах российских избирательных комиссий всех уровней кроме методических рекомендаций размещают еще и образцы заполнения бланков. Последнее крайне необходимо, особенно для тех, кто заполняет документы впервые. На официальном сайте ЦИК РЮО ничего подобного нет.

Там есть раздел «методические материалы», но он не работает. «Страница обновляется, нам нужно еще немного времени» – это единственная «полезная» информация, которую может получить кандидат в депутаты.

Читайте также У участников парламентской гонки забрали месяц

Возникают сложности и в разделе, касающемся личного автотранспорта. Доходы или расходы в этой части кандидат должен подтвердить копией договора купли-продажи автомобиля, если он был приобретен в последние три года. Это несложно, если автомобиль был куплен в салоне, но на вторичном рынке местные жители, продавая друг другу авто, традиционно не оформляют договоры. Как правило, продавец и покупатель приходят в ГАИ и оформляют переход права собственности. В свою очередь и МВД не в состоянии предоставить информацию о купле или продаже автомобиля.

Накануне в ЦИК поступило письмо от главы МВД РЮО, в котором он пояснил, что «ввиду работы над систематизацией базы данных о транспортных средствах, зарегистрированных на территории республики, и их владельцах, ведомство не может в настоящее время предоставлять кандидатам в депутаты соответствующие справки, поскольку база данных может выдавать неверные сведения. Ведомство просило рассмотреть возможность проведения выборов в парламент без учета этих сведений».

В ответ на это ЦИК распространил заявление, что «не может игнорировать требования конституционного законодательства, которое обязывает проверять все сведения, предоставляемые кандидатами в депутаты, но обязательно будет иметь в виду ответы МВД, касающиеся невозможности проверки этих сведений».

Иными словами, кандидаты не смогут предоставить ЦИК справки о приобретении или продаже автомобиля. Чем это грозит, пока не ясно. Может, ЦИК примет документы как есть, а может сочтет это нарушением, не позволяющим зарегистрировать кандидата.

В рядах желающих баллотироваться в депутаты царит неразбериха, если не сказать паника. Местные юристы, которые помогают им в оформлении документов, считают, что всему виной противоречивая информация, исходящая из Центризбиркома. Там явно нет единого мнения, каждый трактует требования по заполнению документов как ему заблагорассудится.

Читайте также На ошибках не учатся. Как идет подготовка к югоосетинским парламентским выборам

В республике распространилась информация (по одной версии, от сотрудника ЦИК, по другой – от нечистого на руку адвоката), будто соответствие пятилетнему цензу оседлости кандидата в депутаты нужно подтверждать специальной справкой из МВД. Так как сами кандидаты не могут запрашивать подобную информацию, им предлагается нанять адвоката для оформления соответствующего запроса. Стоимость адвокатской услуги от семисот до одной тысячи рублей. Информация абсурдная, тем не менее многие на нее повелись: у здания Цхинвальского РОВД выстроилась внушительная очередь.

По закону «Об основных гарантиях избирательных прав» срок проживания на территории республики считается постоянным, если «лицо выезжало за пределы Южной Осетии суммарно не более чем на 93 рабочих дня в течение одного года без уважительных причин». Проверить эту информацию ни одно ведомство не в состоянии – только российская пограничная служба. Именно поэтому все кандидаты пишут согласие на трансграничную передачу своих персональных данных.

Это не единственная подобная история. Есть и другие, например, о якобы необходимости предоставлять данные из банков об отсутствии задолженности и наличии или отсутствии счетов. Многие теперь обходят банки Северной Осетии, чтобы собрать эти справки. Источники сообщают об одном из кандидатов, который привез из Владикавказа несколько сумок с различными справками от североосетинских банков, БТИ и тому подобное.

По наблюдениям местных спикеров, у тех, кто прошел не одну избирательную кампанию, возникают вопросы в связи с последними поправками в избирательное законодательство, но все же они не выглядят взволнованными, не мечутся, как их менее опытные соискатели депутатских мандатов. В этом смысле, отмечают спикеры, ЦИК мог бы проявить к ним больше внимания. Можно было хотя бы выступить с опровержением слухов и непонятно откуда взявшихся инструкций.

Куда более серьезные последствия для избирательной кампании, по мнению спикеров, может иметь отсутствие внятной информации по избирательным округам. Данные о численности избирателей, предоставляемые районными администрациями, существенно отличаются от аналогичной информации за 2019 год. Например, в Ленингорском районе количество избирателей увеличилось примерно на пятьсот человек – в то время как в других районах, наоборот, значительно сократилось. Разница исчисляется сотнями избирателей в каждом округе. Депутаты указывают, что таких колебаний населения в принципе быть не может, если, конечно, не война или чума.

Читайте также Югоосетинский пропуск и паспорт в обмен на голос

Администрация Цхинвала и вовсе не предоставила информации о численности избирателей – а это 9 из 17 округов!

В результате 13 апреля парламент вынужден был принять закон «Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов парламента Республики Южная Осетия восьмого созыва», что называется, на глазок: в двух одномандатных округах Ленингорского района количество избирателей увеличили на пятьсот, а в остальных пятнадцати оставили данные 2019 года.

Мера вынужденная, уточнять списки избирателей уже не было времени, срок выдвижения кандидатов заканчивается 25 апреля.

Непонятно, на какие цифры ориентироваться избирательным штабам политических партий, самовыдвиженцам и наблюдателям. Как определить, что выборы состоялись или что на участке не проводились карусели? Наконец, не ясно, какое количество бюллетеней завозить на избирательные участки, чтобы их хватило, и в то же время не оказалось слишком много.

Все это, по мнению наблюдателей, чревато скандалами и может отразиться на легитимности предстоящих парламентских выборов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях