Было бы хорошо, но не вовремя. В Южной Осетии подводят итоги «нашествия» российских инвесторов во главе с уроженцем республики президентом группы компаний «Стройпрогресс» Альбертом Джуссоевым.
В состав делегации вошли руководители организаций, входящих в группу компаний «Стройпрогресс»: гендиректор АО «Руснефтегаз» Феликс Чочиев и гендиректор АО «Стройпрогресс» Юрий Морозов. Вместе с ними республику посетил вице-президент одной из крупнейших инвестиционных китайских корпораций Сабрина Wu Yinghui.
По итогам визита был подписан целый ряд договоров с правительством Южной Осетии. В чем конкретно они состоят, официальная пресса не сообщила, но, как отметил премьер-министр Константин Джуссоев, «они имеют важное значение для социально-экономического развития республики».
СМИ сообщили, что инвесторы намерены вложиться в горнорудную и нефтяную промышленность.
«Были взяты пробы югоосетинской нефти, которые будут исследованы. Специалисты уверены, что можно будет обеспечить республику своим топливом, нефтью, соляркой», – отметил председатель правительства.
Генеральный директор акционерного общества «Роснефтегаз» Феликс Чочиев уточнил, что на новой неделе планируется поездка в село Гром Цхинвальского района, где с 1954 по 1957 год добывали нефть.
«До подписания соглашения мы ездили и исследовали месторождения нефти. В дальнейшем мы хотим поехать в Теделет и Гром, будем собирать пробы, и потом в городе Томск будут проведены исследования нефти. По срокам это не так быстро, как бы хотелось. Мы будем стараться укорить сроки реализации проекта», – сказал Феликс Чочиев.
В ходе визита делегация инвесторов вместе с президентом и председателем правительства посетили малую родину Альберта Джуссоева – город Квайсу. В ходе общения с земляками Джуссоев указал на перспективы развития туризма и пообещал достроить второй этаж и провести реконструкцию местной гостиницы.
Отношение к визиту инвесторов в республике неоднозначное.
Люди не понимают, отчего вдруг Джуссоев вспомнил о малой родине, и не находят других объяснений, кроме избирательной кампании в парламент. Судя по тому, что сам Джуссоев не проявил заинтересованности в выборах, полагают наблюдатели, он приехал не иначе как по просьбе Алана Гаглоева или покровителя президента Арсена Гаглоева, что более вероятно.
Отсюда и настороженность по поводу обещаний инвесторов: одно дело поддержать на выборах президента и его партию «Ныхас», совсем другое – вкладывать в республику деньги.
На самом деле разговоры о собственной небольшой нефтепереработке шли давно, причем с подачи премьера Константина Джуссоева. Об этом говорят как о возможности обойти периодически возникающие проблемы с поставками ГСМ из России, остановить рост цен на топливо и тому подобное.
Читайте также Обзор югоосетинской блогосферыКак сообщают инсайдеры, Джуссоев – человек деятельный. За два года премьерства он предлагал руководству и другие перспективные бизнес-проекты. Они обсуждались, даже находили одобрение, но не более того. Теперь под выборы на этом решили сделать пиар для президента и партии «Ныхас».
Презентовать инвестиционные прожекты перед выборами – это плохая идея, потому что разуверившийся в своем политическом классе югоосетинский избиратель не воспринимает их как серьезные намерения, скорее как попытку одурачить избирателя. Об этом можно судить по обсуждению в югоосетинском сегменте социальных сетей.
«Сколько опять предвыборной лапши. Нашей власти сценарии писать труда не составит», – прокомментировал приезд делегации пользователь «Удаленный Аккаунт».
Это явно не тот эффект, на который рассчитывали организаторы. Внезапную активность по привлечению инвесторов оппозиционные ресурсы поспешили сравнить с презентацией международного шахматного клуба в деревне Васюки, некоторые публикации даже проиллюстрировали кадрами из фильма «12 стульев».
В противном случае, указывают наблюдатели, почему подобные встречи не проводились в течение двух лет президенства Гаглоева?
Читайте также О чем договорились Алан Гаглоев и Таймураз Боллоев в Москве?Анатолий Бибилов это понимал – он заявлял о том, что намерен привлекать инвестиции и гарантировать им защиту в первые дни после инаугурации. Пусть не получилось, но его декларации хотя бы не выглядели, как развод избирателя.
Вообще не понятно, для чего было везти людей из Москвы и Китая? Ради того, чтобы организовать нефтепереработку для удовлетворения местных потребностей в ГСМ?
В интернете полно объявлений от компаний, готовых приехать и установить под ключ мини-НПЗ, способных перерабатывать от 27 до 50 тысяч тонн нефти в год. Если мало, могут поставить две или три установки на территории в шесть соток. Можно договориться о лизинге.
Читайте также «Зачем покупать у «Роснефти», если можно купить дешевле?»По сути, НПЗ – это большой самогонный аппарат. Его нужно нагревать печью, работающей на дизеле или, скорее всего, на мазуте. То есть производство грязное – в небо дым, в землю токсичные отходы. Теоретически можно получить топливо, которое будет дешевле, чем в России. Вопрос лишь в том, как это повлияет на экологию маленькой республики и мечту о создании в Южной Осетии туристического рая.
Читайте также Алан Парастаев: «Приезжали от Румынии до Тайваня»Обещания отремонтировать гостиницу кваисинцы восприняли как разговор слепого с глухим: они годами бьются за то, чтобы им пустили по трубам воду, пригодную для питья, или хотя бы чтобы в ней можно было искупать ребенка, не опасаясь за его здоровье.
То же касается награждения двух местных жителей орденами Уацамронга во время визита Джуссоева в Квайсу. «За мужество и героизм, проявленные при отражении военной агрессии Грузии против народа Южной Осетии в августе 2008 года», высшей государственной награды республики Южная Осетия, были удостоены Олег Теблоев и Сослан Хугаев (посмертно)», – сообщила пресс-служба президента.
Наверное, можно было приурочить награждение ко дню независимости, к годовщине войны 2008 года или к какой-то иной памятной дате, но не к избирательной кампании, не к потребностям президента подсобрать голосов к выборам – это обесценивает и награждение, и совершенный мужчинами подвиг.
Поэтому, подвели итоги визита спикеры, идея с десантом инвесторов хорошая, но организаторам не хватило такта и вкуса, чтобы провести его в другое время.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России