Очевидное и невероятное в речи Бидзины Иванишвили

Бидзина Иванишвили

Грузия и ее западные партнеры пока ищут смысл в послании «Грузинской мечты» на «всеобщем народном сборе» в поддержку закона об «иноагентах». Речь Бидзины Иванишвили была полна предостережений об угрозе цветных революций и обещаниями грядущих репрессий против «коллективного Нацдвижения». На этом фоне невероятным кажется обещание Иванишвили о том, что Грузия войдет в ЕС в 2030 году.

«200 тысяч наших сограждан собрались вчера на проспекте Руставели, выразив свою четкую позицию, чем еще раз подтвердили высокую легитимность власти», – заявил сегодня вице-спикер Арчил Талаквадзе в ответ на критику оппозиции о том, что большинство людей, сотрудников госструктур и бюджетников вынудили приехать на эту акцию. «Грузинская мечта» решила организовать всеобщее народное собрание в ответ на непрекращающиеся акции протеста оппонентов закона об «иноагентах».

Читайте также «Грузинской мечте» задали неправильные вопросы

О том, как стала далека от народа «Грузинская мечта», сегодня напомнила депутат из «Еврооптимистов» Хатия Деканоидзе, обратив внимание на то, что вчера на акцию поддержки пришел младший сын Иванишвили Цотне, который кратко пояснил, не вдаваясь в детали, что закон об «иноагентах» не российский, а грузинский:

«Я вчера увидела человека, который не постеснялся поставить во главе этих людей члена своего семьи [Цотне Иванишвили], миллиардера, он шел впереди этих живущих на копейки людей, которые не знали, что им принести вечером своим голодающим детям домой».

Цотне Иванишвили

Представители гражданского сектора сегодня призвали граждан выйти на улицы и защищать свободу и демократию, которой, судя по вчерашним заявлениям, угрожает власть Бидзины Иванишвили.

«Власти открыто заявили, что с принятием российского закона они планируют объявить репрессии против народа. Они заявляют о присвоении выборов, цензуре и тоталитарном режиме советского образца. Они заявили, что рассматривают Запад как врага, и даже не упомянули в этом контексте страну-оккупанта Грузии – Россию. Все поняли, что целью принятия российского закона является не пресловутая «прозрачность», а смена внешнеполитического курса страны и подписание соглашения о русификации», – это совместное заявление более 30 НПО зачитала исполнительный директор ISFED Нино Долидзе.

Читайте также «Да Европе!»: НПО призывают граждан принять участие в митинге

Бурные дискуссии не прекращались и в соцсетях. По мере перевода выступления Иванишвили на английский стали появляться и оценки зарубежных наблюдателей и западных политиков.

Одним из первых отозвался британский исследователь Кавказа Томас де Ваал. «Чрезвычайно опасная речь, которая проморозит до костей любого, кому небезразлична Грузия. Комментариев будет много, но ни одно краткое изложение не сможет передать полную конспирологическую паранойю. Бидзина Иванишвили, похоже, в это верит», – пишет де Ваал в соцсети Х. С ним соглашались грузинские пользователи соцсети, хотя кое-кто возражал, что это не паранойя, а текст, который для Иванишвили написали в Кремле.

Карл Бильдт, бывший министр иностранных дел Швеции и сопредседатель Европейского совета по международным отношениям, предложил внимательно вчитаться в текст выступления Иванишвили:

«Выступление грузинского лидера Иванишвили показывает, что он возглавляет режим, чуждый ценностям и интересам ЕС. Любой, кто сомневается в этом, должен прочитать его речь».

«Слова, которые мы услышали вчера от руководства «Грузинской мечты», особенно от Иванишвили, были безумными и граничащими с безумием, – пишет эксперт по безопасности, старший научный сотрудник Хадсоновского института Люк Коффи. – Угроза Иванишвили «наказать» оппозиционные политические партии и НПО после октябрьских выборов пугает. Это то, чего мы ожидаем от Беларуси, а не от Грузии». Люк Коффи отмечает, что «параноидальная одержимость власти на тему ЕНД и Саакашвили превратилась в психическое заболевание».

«Как давний друг и человек, следящий за Грузией, я пытался игнорировать внутреннюю политику страны, чтобы сосредоточиться на стратегических аспектах американо-грузинских отношений. Следовательно, я, естественно, исходил из презумпции невиновности «Грузинской мечты». Но ее больше нет. Даже слепой видит, что Грузия отошла от своего евроатлантического пути», – пишет Люк Коффи.

Выходом из ситуации, как и грузинские оппозиционные коллеги, депутат Верховной Рады Украины Алексей Гончаренко считает санкции против Иванишвили:

«Иванишвили снял маску. Это больше не будет называться «Грузинской мечтой», это мечта Кремля – превратить Грузию в Беларусь, и только грузинское общество может остановить это. Европейский союз и Соединенные Штаты должны немедленно ввести санкции против него и его окружения. Слишком поздно, но все же», – написал Гончаренко в соцсети Х.

Читайте также «Несостоявшийся диктатор». Реакции на митинг «Мечты» и выступление Иванишвили

Но, видимо, пока в Вашингтоне и Брюсселе дают время «Грузинской мечте» – возможно, до ежегодного осеннего доклада Еврокомиссии по политике расширения. Это следует из слов ее вице-председателя, еврокомиссара по вопросам европейских ценностей и прозрачности Веры Юровой, которая прокомментировала в соцсети свою встречу с министром иностранных дел Грузии Ильей Дарчиашвили, в ходе которого поговорили и о законе об «иноагентах»:

«Что касается иностранного финансирования, правильный подход – сосредоточиться на прозрачности. Грузии следует черпать вдохновение из ЕС. Сосредоточение внимания на санкциях/навешивании ярлыков/ограничении деятельности противоречит подходу ЕС», – пишет еврокомиссар Юрова. Она же заявила журналистам после встречи:

«Я посоветовала министру [Дарчиашвили] еще раз посмотреть нашу директиву о защите демократии, которая также направлена на повышение прозрачности иностранного финансирования. ЕС планирует сделать это без стигматизации НПО и наклеивания ярлыка иноагента. Основной посыл нашей директивы заключается в том, что нам нужно знать, кто и какой закон принимает на чьи деньги. Разница между европейским и грузинским законодательствами заключается в том, что мы не определяем такие организации, как НПО. Мы говорим о организациях, работающих на едином европейском рынке, и мы хотим знать контракты с правительствами третьих стран, а не просто о деньгах, поступающих извне. Это большая разница», – заявила Юрова.

На этом фоне слова министра Дарчиашвили о том, что Грузия следует рекомендованным реформам, звучали неубедительно.

«Грузинская мечта» продолжает утверждать, что разработанный ими законопроект полностью соответствует европейским ценностям, вопреки заявлениям самих представителей ЕС. По всей вероятности, это станет темой визита в Тбилиси 1-2 мая гендиректора Европейской комиссии по вопросам соседства и переговоров о расширении Герта Ян Купмана.

Читайте также Конгрессмены: грузинский закон об «иноагентах» имитирует путинский

«Вместе с представителями правительства, гражданского общества и другими партнерами будет обсуждено сотрудничество между ЕС и Грузией, в том числе работа, необходимая для выполнения 9 шагов, связанных со статусом кандидата. Он также откроет несколько проектов, профинансированных Евросоюзом», – говорится в сообщении представительства ЕС в Грузии. Что никак не вяжется с уверениями Бидзины Иванишвили о том, что ЕС финансирует лишь революции и внедряет агентуру.

Читайте также «Мечта» выявляет агентов «партии глобальной войны»

Подписывайтесь на нас в соцсетях