В абхазском обществе вот уже полтора месяца продолжают следить за бурными событиями, связанными со второй после весны прошлого года попыткой грузинской исполнительной власти провести через парламент в Тбилиси так называемый закон об «иноагентах», который теперь решили назвать «О прозрачности иностранного влияния».
Правда, есть в абхазском интернет-сообществе люди, у которых любая информация о происходящем в Грузии вызывает отторжение. Так было и на днях, когда в одной фейсбучной группе выложили видеоролик с избитым во время протестной акции у парламента в Тбилиси лидером грузинской оппозиционной партии… Отклики же прочих комментаторов продемонстрировали, что у них весьма разные предположения о будущем, хотя их объединяет противостояние «коллективному Западу» и представления о восточном соседе:
- «Там Запад уже давно запустил свои щупальца. Принятие закона не уменьшит влияние Запада, а лишь спровоцирует реваншистов на насильственную смену власти или, как минимум, гражданский конфликт».
- «Все это буря в стакане. Грузия разыгрывает спектакль, и в конечном итоге, как и в прошлый раз, правительство не примет закон об иноагентах, и за это счастливая Европа примет ее из кандидатов в члены ЕС».
- «Главное – нам не стать той дареной банкой клубничного джема».
Последний комментарий наводит на мысль, что он был навеян появившейся на днях статьей редактора газеты «Чегемская правда» Инала Хашига – пожалуй, единственной в эти дни в Абхазии на тему последних тбилисских событий, в которой он высказывает версию, что Москва хочет обменять принятие законопроекта об «иноагентах» в Грузии на создание конфедерации с Абхазией и Южной Осетией. Вот отрывок из этой статьи, на которой в Тбилиси уже успели откликнуться некоторые блогеры и политологи:
«Чтобы идти на такой риск, при котором можно все одним махом потерять, у Иванишвили и «Грузинской мечты» должен быть весомый мотив. И таким мотивом, при котором можно рискнуть и поставить на кон все, по моему сугубо субъективному мнению, может быть только обещание Москвы – а именно она так настойчиво продвигает закон об иноагентах в ближнем для себя зарубежье, в том числе и в Грузии – содействовать «восстановлению территориальной целостности». Естественно, не в той форме, как это было при Советском Союзе, когда Абхазия и Южная Осетия входили в состав Грузинской ССР в качестве полностью подчиненных автономий, а через создание некой модели совместного конфедеративного государства. Такая модель, уверен, подавляющим большинством грузин при соответствующем информационном сопровождении будет воспринята на ура, тем более когда речь идет о территориях, которые еще вчера казались навечно утерянными. Для Кремля, который выстраивает вокруг себя своеобразную зону безопасности, идея конфедерации Грузии с Абхазией и Южной Осетией – весьма выгодный проект, который гарантирует через такого рода союз привязать к себе Грузию. Сделать из нее как минимум нейтральную территорию, откуда для России не будет исходить никаких угроз. Как максимум – в дальнейшем включить данную конфедерацию в состав некого союзного объединения… В контексте инициированного «Грузинской мечтой» принятия закона «О прозрачности иностранного влияния» вопросов действительно много, и они на мой субъективный взгляд не ограничиваются рамками сугубо внутригрузинской политической борьбы».
Читайте также Абхазские симпатизанты «Грузинской мечты»В Грузии эту версию раскритиковали, но при этом сразу следует оспорить прозвучавшую там мысль, будто в данной статье в обобщенном виде было выражено все, что в Абхазии об этом думают. Подавляющее большинство наблюдателей в Сухуме наоборот очень удивлялись подобному предположению. Даже те, кто склонен к тому, что ко всему нужно быть готовыми и все течет, все изменяется, выражали мысль, что закон об «иноагентах» в Грузии – слишком мелкая цена для сдачи Кремлем независимости Абхазии и Южной Осетии. Нынешняя власть в России на это никогда не пойдет уже хотя бы из нежелания потери лица, а то, что она и без этого сейчас обладает рычагами влияния на грузинскую власть, и так всем известно и очевидно. Наконец, вряд ли ответственные люди в Москве видят смысл в том, чтобы заново тушить два военных пожара на Южном Кавказе.
Вот как написал один комментатор под ником:
«Над этой версией можно было бы посмеяться, если бы Россия в последний год активно участвовала в усилении нашей армии. Но это не наблюдается: вертолеты падают, а металлолом на гусеницах 50-х годов производства ржавеет. И только к парадам подкрашивается. Как ни печально, но нас в очередной раз могут продать. Одна надежда только на то, что в Москве еще остались умные головы, которые понимают, что мы такой салат не примем и будем воевать».
Другой комментатор написал:
«Не думаю, что Иванишвили этот закон именно из-за территориальных уступок инициировал. Тут дело в недооценке политической ситуации. Власти Грузии посчитали, что оппозиция дискредитирована, НПО ассоциируются с ЛГБТ в народе, победа футбольной сборной принесла дополнительные проценты рейтинга (учитывая фактор Каладзе), молодежь аполитична, экономика растет... И решили, что в этот раз закон будет принят безболезненно. Потом, когда увидели, что тут будет сопротивление, поняли, что если пойдут на уступки, это будет воспринято как слабость и они потеряют рейтинг перед выборами. Поэтому идут на ва-банк».
Читайте также Разворот над Атлантикой Бидзины Иванишвили. Почему грузинский олигарх пошел против Запада?Хочется также обратить внимание на следующий важный аспект. Все последние недели комментаторы в Абхазии старались не увязывать борьбу из-за этого законопроекта в Грузии и то, что аналогичный обсуждается в абхазском парламенте. Видя здесь кардинальную разницу: там это вопрос выбора между Западом и Россией, а здесь никто ориентацию на Россию и верность ей под сомнение не ставит. Больше того, в Грузии против принятия закона многие за второй фронт против России, то есть за войну с абхазами… Но вот несколько часов назад в СМИ появилось заявление политической партии «Амцахара»:
«С удивлением и негодованием ознакомились с постом в социальной сети «Фейсбук» ветерана Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. гражданина Лаши Анатольевича Зухба. В своем посте гражданин Зухба выражает поддержку и солидарность «протестующим тбилисцам, грузинской оппозиции и всему гражданскому обществу Грузии в своем протесте против принятия закона об иностранном влиянии». Также он благодарит их за поддержку «нашему протесту против соглашения по Пицунде» и анонсирует будущую акцию протеста. В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, каким образом гражданин Абхазии и ветеран Отечественной войны в Абхазии может выражать солидарность сторонникам Михаила Саакашвили, развязавшего войну 2008 г., сторонникам идеологии крайнего национализма, отвергающим саму идею абхазской государственности, независимости и суверенитета, сторонникам идеологии, враждебной абхазскому народу? Во-вторых, гражданин Зухба от своего лица и от лица своих единомышленников благодарит грузинских националистов за поддержку протестов соглашения по Пицунде. Критику соглашения по Пицунде озвучивали оппозиционные силы Абхазии, но какой характер носила эта поддержка? В-третьих, гражданин Зухба анонсирует будущие протесты против принятия закона об иностранных агентах Парламентом Республики Абхазия. Значит ли это, что протесты в Тбилиси и будущие протесты в Абхазии координируются из одного центра? И наконец, вопрос лично гражданину Зухба: кто ваши единомышленники? Мы призываем ветеранов ОВНА 1992-1993 гг. и оппозиционные политические организации Республики Абхазия дать моральную оценку данному высказыванию и добиться ответов на выше озвученные вопросы».
Читайте также Лаша Зухба: «Выражаю солидарность протестующим тбилисцам»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России