Южная Осетия подходит к парламентским выборам без легитимного судейского корпуса. Полномочия почти всех судей Верховного суда истекли, и по закону они не могут рассматривать спорные ситуации, возникающие в ходе избирательной кампании. По мнению спикеров, выборы без законного арбитража чреваты кризисными ситуациями.
Судебная система Южной Осетии (закон «О судебной системе Республики Южная Осетия») выглядит следующим образом.
Суды общей юрисдикции образуют четыре районных суда (в каждом по одному председателю) и Цхинвальский городской суд, состоящий из четырех судей. Арбитражный суд представляют четверо судей во главе с председателем. Наконец, Верховный суд состоит из 13 судей, включая председателя.
Конституция республики предполагает наличие и Конституционного суда, но он до сих пор не сформирован. В его отсутствие толкование законов осуществляет законодательное собрание.
Читайте также Кто закон применяет, тот его и трактуетПо закону «О статусе судей» все они назначаются сроком на 5 лет. Срок полномочий впервые вступивших в должность, кроме судей Конституционного суда, составляет 3 года. Предельный возраст пребывания в должности – 65 лет, за исключением работников Конституционного суда.
Кто из них был назначен за последние пять лет и по закону может отправлять правосудие?
23 января 2023 года президент Алан Гаглоев представил парламенту кандидатуру Виталия Джиоева на должность председателя Верховного суда, 7 февраля депутаты одобрили его кандидатуру. Тогда же было объявлено, что вакансия на пост заместителя председателя Верховного суда остается открытой. 21 апреля 2023-го Квалификационная коллегия судей сообщила о продлении приема заявлений на замещение этой вакантной должности до 19 мая 2023 года включительно.
Читайте также Как проходило утверждение главы Верховного суда?19 мая 2023 депутаты одобрили представленную президентом РЮО Аланом Гаглоевым кандидатуру Ирины Лалиевой на должность председателя Арбитражного суда, еще трое – Мадина Алборова, Роман Гояев и Оксана Тедеева – были назначены судьями этого суда.
5 декабря 2023 года парламент единогласно проголосовал за представленную президентом кандидатуру Батыра Губиева на должность председателя Ленингорского районного суда.
Наконец, 18 июня 2021 депутаты переназначили судью Верховного суда Зарину Джиоеву и одобрили Медею Табуеву на должность председателя Знаурского районного суда.
Читайте также Конкурс или корпоративный сговор?Остальные были назначены в период с 11 января 2019 года по 29 декабря 2017 года.
Итого из 21 судьи всех инстанций не истек срок полномочий лишь у восьми. У остальных он закончился год и более назад.
В нарушение закона «О статусе судей» Квалификационная коллегия судей не объявляла о завершении их полномочий, хотя должна была это сделать в октябре 2022 года за два месяца до истечения срока их пребывания в должности, и не объявляла конкурса на замещение вакансий.
Трудно представить, что президент Гаглоев об этом не знал. Напротив, после победы на выборах он убрал из Верховного суда ставленников своего предшественника Анатолия Бибилова.
19 мая 2023 года депутаты по представлению президента проголосовали за освобождение Виолетты Хачировой от должности заместителя председателя Верховного суда в связи с истечением пятилетнего срока.
По мнению спикеров, таким образом Алан Гаглоев оставил судейский корпус в подвешенном состоянии: их будущее зависит от лояльности президенту. Вопрос лишь в том, что все решения «просроченных судей» незаконны.
Читайте также Год президентства Алана Гаглоева. Чем он запомнился?В контексте предстоящих выборов в парламент ситуация выглядит еще более абсурдной, если не сказать пугающей.
В случае, если ЦИК не допустит к выборам политическую партию или самовыдвиженца, это решение может быть обжаловано в Верховном суде республики.
Случись такое, кто будет рассматривать иски «Просроченные» судьи? Среди участников избирательной кампании хватает людей, осведомленных и в области права, и в том, что происходит в судебном департаменте, в том числе действующих и бывших депутатов. Они не согласятся, чтобы их дела рассматривали люди, чьи полномочия истекли более года назад.
Остается только судья Верховного суда Зарина Джиоева, но и жалобы на ее решения рассматривать некому.
Пиковая ситуация может возникнуть, если в день голосования будут обжалованы нарушения избирательного закона или итоги выборов.
Остается меньше месяца, но президент, по словам депутатов, уже не успевает назначить судей. Их кандидатуры даже не представлены парламенту, а перед голосованием их еще необходимо обсудить в комитетах.
В то же время депутаты, прошедшие не одну избирательную кампанию, не представляют себе, как можно провести выборы без легитимного арбитража. Они опасаются, что дело может закончиться кризисом, если у кого-то из основных игроков возникнут претензии к ЦИК или к процедуре голосования.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России