В Абхазии все еще гадают о причинах отставки 7 мая теперь уже бывшего министра иностранных дел Инала Ардзинба. В самом президентском указе они не указаны. Одни считают, что Ардзинба был уволен, другие верят версии самого чиновника о том, что он покинул должность по собственному желанию. И те, и другие не скупятся на прощальные слова в адрес Ардзинба.
Когда 7 мая был опубликован указ президента Абхазии Аслана Бжания об освобождении Инала Ардзинба от должности министра иностранных дел, которую он занимал 2,5 года, в абхазском обществе не могли не обратить внимания на то, что в тексте не называется, вопреки устоявшейся практике, причина освобождения «в связи с переходом на другую работу», «согласно поданному заявлению» и тому подобное. Это вызвало немало пересудов – будто его уволили, как говорится, с волчьим билетом. В тот же день главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян распространила сообщение, которое, по ее словам, написал ей Инал Ардзинба: «Я подал заявление об отставке в связи с переходом на новую работу. Это было запланированное решение. Сейчас нахожусь в Москве». Многие наблюдатели рассуждали, нет ли здесь явного желания смягчить впечатление абхазской общественности от указа президента…
А через несколько дней как бы в подтверждение именно такой версии секретарь Совета безопасности Абхазии Сергей Шамба сказал в интервью: «Инал Ардзинба написал заявление об уходе с поста главы МИД Абхазии по собственному желанию в начале мая. Причиной решения стал переход на другую работу. Президент Аслан Бжания удовлетворил заявление после того, как Ардзинба прибыл в Россию для осуществления рабочих консультаций». И добавил: «Выражаем Иналу Батувичу Ардзинба благодарность за совместную продуктивную работу и надеемся на дальнейшее сотрудничество на благо Республики Абхазия».
Но недоумение в обществе осталось. Так что же тогда помешало президенту в своем указе так и написать? Или при издании документа была допущена небрежность? Кстати, в первой редакции указа, опубликованного на президентском сайте, действительно была небрежность: в словах «министр внутренних дел» пропустили последнее слово. Ошибка была исправлена только после того, как на нее обратили внимание журналисты. Но это техническая оплошность, а пропустить слова «согласно поданному заявлению» – совсем другое…
Не будем сейчас гадать, что и как было на самом деле, все равно не докопаемся. Вскоре, 14 мая, появилось еще одно публичное выступление в поддержку 33-летнего экс-главы внешнеполитического ведомства Абхазии – заявление политсовета провластной политической партии «Амцахара»:
«Переход на новую работу в Российской Федерации экс-министра иностранных дел Республики Абхазия Инала Батувича Ардзинба для нас, амцахаровцев, стал неожиданностью. Но в то же время эту новость (согласно поданному заявлению Иналом Ардзинба) мы восприняли с надеждой на еще большее развитие и углубление отношений между нашими странами. Инал Ардзинба – потомок семьи ветеранов, внесших весомый вклад в Победу в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг., в становление и развитие современного Абхазского государства, он сделал много для внешней политики и особенно для нашей молодежи. Дети, в том числе наших однопартийцев, получили поддержку Инала Ардзинба при поступлении в ведущие вузы Российской Федерации. Теперь у них появилась возможность получить соответствующее профильное образование и внести вклад в дальнейшее развитие Республики Абхазия. Молодежь и образование – это наша надежда. Ситуация в мире существенно усложняется, в особенности в нашем регионе. События развиваются динамично, что требует от нас держать руку на пульсе и вести постоянные переговоры с российскими коллегами. Воспринимаем решение Инала Ардзинба как шаг к позитивным изменениям и возможность еще более эффективно решать проблемы нашей страны. Желаем успехов нашему соотечественнику Иналу Ардзинба в новом качестве. Уверены, что его новая работа будет направлена на служение своему народу».
Читайте также «И вот Инал Ардзинба решил открыть нам глаза»
Некоторые удивлялись фразе, что освобождение Ардзинба от должности министра несет надежду на «еще большее развитие и углубление отношений между нашими странами». Может, авторы заявления точно знают, какой его в РФ ждет высокий пост…
Совсем другого взгляда придерживается бывший советник-посланник абхазского посольства в Москве, внучка основоположника абхазской литературы Татьяна Гулиа, которую уволили из посольства после назначения там нового посла, а главой МИДа Абхазии – Инала Ардзинба. Вот какой пост она опубликовала вчера:
Надеюсь, что после увольнения Инала Ардзинба МИД Абхазии также покинут хамство, неуважение к заслуженным людям, к независимой прессе
«Карточный домик шулера Инала Ардзинба рухнул. Похоже, что не в первый и не в последний раз. Так бывает, когда «государственные мужи» думают о себе, а не о процветании страны. Бесконечные несбыточные «прожекты», охота на «ведьм», невыполненные обещания – этакий Хлестаков, Мюнхаузен и Бендер в одном лице. После назначения главой МИД Абхазии сразу избавился от тех, кого боялся, от тех, кто не стал бы ему прислуживать и восхищаться им. В их числе была и я – не прошла пресловутую аттестацию. Затем начались планы строительства нового здания дипмиссии в Москве, возведения храма в Подмосковье, реформы посольств, открытие медиацентра в Москве, установление отношений с Индией, Эмиратами, со странами Африки. Ничего не выполнено этим пустомелей. Развалил работу Посольства в Москве, настроил абхазскую общественность против себя и власти в целом. Но ведь главное – громко заявить, чтобы все восхитились. Шулер морочил всем голову в Абхазии, теперь же нашел свободные уши в Москве. Инал Ардзинба не прошел аттестацию на соответствие с должностью, а вслед за ним, не сомневаюсь, не пройдут аттестацию народа руководство Абхазии, посол Алхас Квициниа и иже с ними. Бумеранг возвращается.
P.S. Надеюсь, что после увольнения Инала Ардзинба МИД Абхазии также покинут хамство, неуважение к заслуженным людям, к независимой прессе, а также многочисленные боты, стоявшие на службе у шулера…».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России