17 мая для человека с нестандартной, неконсервативной внешностью, для мужчин с серьгами или окрашенными волосами риск стать объектом нападения со стороны ультраправых возрастает в разы, говорит директор НПО Tbilisi Pride Тамар Джакели. Она рассказала «Эху Кавказа», как она и ее организация в День святости семьи отмечают День борьбы против гомофобии.
– Тамар, через свою страницу в соцсети вы сообщили, что ваша организация Tbilisi Pride 17 мая, в Международный день борьбы против гомофобии ничего не панирует. И если кто-то «узнает об обратном, считайте, что это дезинформация». Означают ли ваши слова, что ваша организация полностью выдворена из общественной жизни?
– Дело в том, что квир-сообщество уже около пяти лет не отмечает 17 мая. Последняя попытка была в 2018 году, но организаторов предупредили из СГБ, что риск насилия высок, что пролилась бы кровь, и квир-община решила отменить мероприятие. Тогда же наше общество раскололось на две части. Одна считала, что не стоит так рисковать и заявлять о себе, другая половина настаивала, что нужно продолжать бороться за свои права, что нужно проводить активность на улицах, но уже не 17 мая, а проводить прайд-неделю в конце июня или в начале июля. Из этой части активистов и была создана Tbilisi Pride.
Читайте также День борьбы с борьбой с гомофобиейРаспространилась информация о том, что якобы мы что-то собираемся делать. Не знаю, наверное, чтобы так к сегодняшнему дню мобилизовать больше насильников
Несмотря на то, что мы ничего не планировали, не знаю кем, но распространилась информация о том, что якобы мы что-то собираемся делать. Не знаю, наверное, чтобы так к сегодняшнему дню мобилизовать больше насильников. Поэтому я решила обратиться через свою страницу к знакомым, к моему кругу, чтобы они не были введены в заблуждение. Я даже не ожидала, что так много репостов будет у этого сообщения. Но это не было пессимистичное заявление о том, что мы хотели организовать мероприятие 17 мая, но не смогли.
А в целом уже многие годы в этот день у нас, квир-людей, отбирают право выйти на улицы. Это делают как государство, так и церковь и ультраправые группировки. В этот день физически опасно выходить на улицу. Очень много квир-людей боятся ходить не только в публичные места, а просто выйти во двор. Потому что в этот день уровень агрессии повышен, все становится похожим на охоту на ведьм. Если у кого-то заметят серьгу, окрашенный волос или нестандартное самовыражение, он рискует стать объектом насилия. С этим днем связаны большие тревоги, поэтому нам самим же приходится отказываться от наших конституционных прав на собрания и манифестации.
Читайте также «Тбилиси прайд» – еще один год без прав– Вы активно участвуете в акциях протеста против закона об «иноагентах». В пасхальную ночь вы, несмотря на свою нерелигиозность, отмечали этот праздник вместе с остальными демонстрантами и сожалели о том, что ГПЦ не следует до конца основным христианским постулатам. В этот день, когда власть признает церковь «щитом грузинской семьи», встает вместе с ней на защиту грузинской идентичности, насколько все это укладывается в стандарты секулярного государства, страны-кандидата в ЕС?
К сожалению, наша ГПЦ оказалась тем институтом, в котором очень много людей не могут найти себя, очень многие оказываются изгнанными и угнетенными. Для меня Баптистская церковь Грузии является примером, какой должна быть церковь вообще
– Мне жаль говорить о том, что на протяжении многих лет Грузинская православная церковь преследует не похожих на всех квир-людей. Церковь закрывает глаза на факты насилия над ними. А от конкретных священнослужителей мы даже слышали, что именем Христа допустимо совершать и насилие. Может, такие призывы были единичными, но все равно церковь если не поощряет, то и не противится этому насилию и гонению, которое испытываем мы, квир-люди в Грузии.
Я ничего не имею против институциональной религиозности. Но к сожалению, наша ГПЦ оказалась тем институтом, в котором очень много людей не могут найти себя, очень многие оказываются изгнанными и угнетенными. Хотя есть и такие христианские религиозные институции, которые очень открыты и терпимы по отношению к нам. И всегда открывают нам двери в свои церкви. Для меня Баптистская церковь Грузии является примером, какой должна быть церковь вообще.
Читайте также В Грузии отметили День святости семьи– Вы были одним из соучредителей феминисткой квир-партии «Зеленые» и участвуете в нынешних акциях протеста. Какое у вас ожидание от предстоящих выборов в 26 октября?
Грузинской политике нужно больше молодых, женщин, квир-людей
– Мы так и не смогли окончательно учредить политическую партию «Зеленые», под этим названием решили продолжить гражданский активизм. И, возможно, попытать судьбу как политическая сила на выборах местного самоуправления через год, в 2025-м, или на парламентских выборах в 2028 году. Сейчас для новых политических партий очень неблагоприятная среда, к тому же 5-процентный избирательный барьер без больших денежных средств не преодолеть. Очень трудно участвовать в выборах, да и так в этот период, я думаю, будет лучше, если множество партий объединятся и создадут общий оппозиционный центр, чтобы голоса избирателей не были разбросаны и утеряны. Поэтому на данном этапе я себя рассматриваю как гражданского активиста, хотя активно рассматриваю тот вопрос в будущем. Грузинской политике нужно больше молодых, женщин, квир-людей. Но в первую очередь сейчас я считаю необходимым объединение всех оппозиционных партий, всего гражданского общества, студентов, чтобы сменить существующий режим.
Читайте также Женский день грузинского протеста– В июле вы собираетесь организовать прайд-неделю?
– Мы физически не можем заявить о себе, организовать что-то. Когда каждый день полон репрессий, гонений, засад в подъездах, мы приняли решение не проводить физические мероприятия во время прайд-недели в июле и ограничиться онлайн-кампаниями и активностью в соцсети. Если в будущем году станет возможной смена этого режима и у нас будет более нейтральная, нормальная власть, мы, квир-люди, сможем воспользоваться нашими конституционными правами и проведем разные мероприятия.