Пенсионному фонду расширили инвестиционные перспективы

Иллюстративное фото

Правительство Грузии намерено радикально изменить пенсионную систему. Предлагаемый властью законопроект увеличивает объемы средств, в рамках которых пенсионный фонд сможет финансировать крупные проекты. Часть экспертов считает, что некоторые положения документа содержат коррупционные риски.

Пенсионные накопления граждан Грузии достигли 4,9 миллиарда лари. Из них 99% размещены в пенсионном портфеле с низким уровнем риска, а остальная часть – в портфелях со средним и высоким уровнем риска.

Согласно поправкам в закон «О накопительной пенсии» изменится само название: «пенсионное агентство» станет «пенсионным фондом». Изменяется система управления – в частности, упраздняются инвестиционный и наблюдательный советы, и вместо них создается единый Управляющий совет численностью 9 до 15 человек, который будет переподчинен правительству.

Читайте также «Грузинская мечта» отложила риски до пенсии

На сегодня пенсионное агентство оперирует тремя инвестиционными портфелями – низкого, среднего и высокого рисков. Но фактически деньги вложены только в первый пакет. Предложенные поправки предполагают увеличение лимита для портфеля среднего риска до 20%, а для портфеля высокого риска – до 25%. Согласно поправкам, добавлены «прочие активы», в которых дополнительно можно будет аккумулировать до 15% инвестиционного портфеля с низким риском – на сегодняшний день это около 720 миллионов лари.

«Благодаря предложенным поправкам появится возможность финансировать различные проекты из портфеля с низким уровнем риска, это могут быть инвестиции, в частности, в ГЭС, портовые проекты, если международные финансовые институты также примут в них участие», – говорится в пояснительной записке.

Законодательные поправки были одобрены юридическим комитетом парламента, замечания оппонентов учтены не были. Оппозиционеров насторожили изменения управляющей структуры фонда и астрономические суммы на содержание аппарата из 50 человек – до 45 миллионов лари.

«Риски потерь денег пенсионного фонда возросли», – резюмировал председатель фракции «Еврооптимистов» Роман Гоциридзе.

«Сегодня на счетах агентства 5 миллиардов, в конце года с учетом имеющейся динамики будет 6 миллиардов, из которых более одного миллиарда лари можно будет вложить в рискованные инвестиции. Там написано, что можно инвестировать в акции частных компаний. Происходит следующее: какая-то частная компания выпустит акции. Будет ли пенсионный фонд вкладываться в них? Например, фонд покупал акции сети гастрономов, как это было с ООО «Никорой», когда агентство купило облигаций на 3 миллиона лари. А теперь представим себе строительные компании, принадлежащие депутатам большинства, заканчивая спонсорами «Грузинской мечты», которые участвуют во всех инфраструктурных проектах. Какая-то компания выпустит облигации, проведет их публичное размещение, и этот фонд ее купит. То есть это тоже момент политической коррупции».

Читайте также Грузинские пенсионеры сыграют в рискованную игру

По словам депутата, в новой редакции закона премьер-министр может уволить члена Совета, если он не выполняет свои обязанности должным образом, что также содержит риски.

«Сегодня в управлении фондом участвуют 6 иностранных экспертов, и раз планируется переход организации под крыло правительства, они могут быть заменены на грузинских представителей. Вы хотите превратить фонд в карманную организацию и будете тратить деньги, пока у власти, потом скажете, что вложились в строительство порта в Анаклия или вложили деньги в строительство ГЭС, но на самом деле эти деньги будут крутиться в связанном с правительством бизнесе», – подчеркнул депутат.

В Минэкономики уверяют, что пенсионный фонд сможет финансировать крупные проекты только с использованием инструментов финансового рынка. Как заявил начальник управления развития финансового рынка Георгий Гургенидзе, деньги фонда будут инвестированы исключительно в частные ценные бумаги, которые должны будут иметь кредитный рейтинг, установленный Национальным банком.

«Решение принимается директором по инвестициям, и, если эти критерии будут соблюдены, можно будет осуществить конкретную инвестицию. Главное, чтобы у проекта были доходы, если у проекта нет доходов, то деньги в него не вкладываются, пенсионный фонд – это не спонсор, это инвестор».

Впрочем, часть специалистов полагает, что некоторые положения законопроекта звучат двусмысленно. Как отметил бывший директор агентства Леван Сургуладзе, разработанные Минэкономики поправки к законодательству не уточняют, в какой форме пенсионные накопления будут инвестироваться в крупные проекты.

«Недопустимо осуществлять из средств фонда инвестиции, вхождение в акционерный капитал или прямые кредиты. Эту статью в законе необходимо доработать, чтобы более четко и понятно прописать, что именно имеется в виду в этом направлении. Некоторые записи допускают интерпретацию и не объясняют, о чем именно конкретно идет речь», – подчеркнул Леван Сургуладзе.

Напомним, новая накопительная пенсионная система была введена в 2019 году. В специальный пенсионный фонд поступают обязательные двухпроцентные отчисления трудоустроенных граждан до сорока лет, столько же им начисляют государство и работодатель. Контроль поступлений возложен на созданное в этих целях пенсионное агентство, которое, по замыслу авторов закона, должно вкладывать их в различные экономические проекты, позволяющие приумножить доходы фонда.

Читайте также Пенсионное агентство обеспечило себе достойное настоящее

Документ проходит слушания на комитетском уровне, после чего до конца весенней сессии будет вынесен на пленарное заседание парламента.

Подписывайтесь на нас в соцсетях