Три из четырех югоосетинских партий, не допущенных к парламентским выборам, подали иски в Верховный суд республики. Политсовет четвертой, «Фыдыбæстæ», отказался от этого как от бессмысленной траты времени и сил. Даже в случае положительного решения суда партии пропустят большую часть кампании. Как это отразится на итогах голосования?
Почему не все партии идут в суд?
Сегодня партия выступила со специальным обращением к избирателям, в котором разъяснила свою позицию:
«Политический совет Социалистической партии «Фыдыбæстæ» Республики Южная Осетия считает данное Постановление необоснованным, несправедливым и противоречащим закону! В то же время мы считаем бессмысленным обжалование отказа ЦИК РЮО в судебном порядке. Даже если суд будет строго следовать закону и отменит указанное решение Центризбиркома, процесс этот потребует немало времени. Между тем к концу этого процесса большая часть избирательной кампании уже будет позади, и у партии практически не будет возможности довести свою позицию до избирателя. Фактически «Фыдыбæстæ» уже лишили шансов на полноценное участие в парламентских выборах, а значит, на получение достойного результата. В этих условиях будет решение суда положительным или отрицательным – особого значения для партии не имеет. Следовательно, и в обращении в суд Политсовет партии «Фыдыбæстæ» не видит никакого смысла».
Читайте также В суд «За справедливостью»По закону ЦИК была обязана вынести решение о регистрации до 18:00 18 мая. До этого времени все партии и самовыдвиженцы должны были получить на руки мотивированное решение ЦИК. Вместо этого Центризбирком затянул принятие решений и нарушил отведенный законом дедлайн. Из 12 партий и 146 самовыдвиженцев в последний день Избирком рассмотрел заявки на участие в выборах 7 партий и 70 самовыдвиженцев, а постановления об отказах партии получили лишь на пятый день после истечения крайнего срока – 22 мая.
По закону Верховный суд должен принять решение в течение пяти дней после подачи апелляции, то есть до 28 мая включительно. Таким образом, даже если суд признает правоту истцов, из 21 дня (если считать от 19 мая), отведенного на агитацию, они потеряют восемь.
Если бы партиям отказали за несколько дней до окончания срока, отведенного законом Центризбиркому на рассмотрение документов и принятие решения по регистрации кандидатов, то партийные штабы успевали бы выйти на финишную прямую парламентской кампании без особого ущерба.
Но решения по ним ЦИК принимала в ночь после завершения установленного законом срока, а на руки уведомления об отказе выдали спустя еще четверо суток.
Читайте также Кого и почему не допустили к югоосетинским парламентским выборам?Таким образом, почти не имеет значения, какое решение примет Верховный суд, потому что партии уже не участвовали в распределении эфирного времени и печатных площадей в государственных СМИ, то есть лишились этой части предвыборной агитации. Они неизбежно пропускают первую треть агитационного периода, в течение которого, как отмечают местные эксперты, югоосетинский избиратель, как правило, определяется со своими симпатиями. То есть по сути их уже вышибли из избирательной кампании.
В штабах партий убеждены, что именно на это и рассчитывала ЦИК, когда затягивала рассмотрение заявлений на участие в избирательной кампании. Иными словами, решение об отстранении партий было принято задолго до официального отказа.
Какие вопросы накопились к ЦИК?
ЦИК указала на нарушение «Партии развития», не позволяющее допустить ее к выборам – на разницу во времени между выдвижением кандидатов на предвыборном съезде (17 апреля) и датой подачи в Избирательную комиссию согласия выдвиженцев на участие в кампании (24 апреля).
По утверждению Центризбиркома, на всех документах непременно должна стоять одна дата – 17 апреля. Непонятно, откуда это требование, ни о чем подобном не говорится ни в законе «О выборах депутатов», ни в «Об основных гарантиях избирательных прав». Это первый случай в Южной Осетии, когда кандидата отстраняют от выборов под таким необъяснимым предлогом.
Читайте также Особенности югоосетинского избирательного сезона-2024Председателя «Партии развития» Альберта Валиева не допустили к выборам якобы из-за второго грузинского гражданства. В 2022 году по этой же причине он был вынужден пропустить президентскую кампанию. Тогда он опротестовал решение ЦИК и доказал в Верховном суде, что не является гражданином Грузии. Суд признал, что у Центризбиркома не было оснований для отказа в регистрации, но принять участие в выборах Валиев уже не смог. Когда стало ясно, что он выиграет иск, Центризбирком выкатил ему следующую причину для отказа: ошибки в подписных листах. Это было незаконно, так как все претензии к кандидату должны были предъявляться на момент отказа в регистрации.
Теперь эта история повторяется, как будто ЦИК не заметила решения Верховного суда двухлетней давности. Это тем более странно, что состав избирательной комиссии с тех пор не менялся.
По версии ЦИК, партия «Фыдыбаста» не смогла надлежащим образом оформить документы, необходимые для регистрации на парламентских выборах. Местные спикеры разводят руками: председатель партии Вячеслав Гобозов – депутат парламента трех созывов, преподает в госуниверситете конституционное право, ну а второй номер в партийном списке экс-замминистра внутренних дел Тарзан Кокоев – депутат парламента двух созывов. До сих пор к ним подобных вопросов не возникало. Что случилось теперь? Наконец, четвертый номер в списке – президент палаты адвокатов РЮО Анатолий Хугаев, который уж точно справился бы с бланками ЦИК.
Председатель партии Вячеслав Гобозов прокомментировал эту историю в своем телеграмм-канале с нескрываемой иронией:
«Мне сообщили, что «Фыдыбæстæ» наконец-то выдали Постановление ЦИК РЮО, в котором обосновывается отказ в регистрации нашей партии. Я еще не читал его, поэтому пока только отмечу: для того, чтобы отказать нам в регистрации, ЦИКу потребовалось не больше пяти минут, а для того, чтобы обосновать этот отказ, почти пять дней».
Оппозиционная партия «За справедливость» получила на руки постановление ЦИК раньше остальных, утром 22 мая.
Как сообщили источники из штаба партии, в документе перечислены все нарушения, предусмотренные законодательством. Такое впечатление, что их просто скопировали из электронной версии закона.
Так, в постановлении указывается, что кандидатом по единому избирательному списку Давидом Санакоевым представлены неполные сведения, но в чем их «неполнота» не раскрывается. В частности, отмечается, что он неправильно указал в заявлении о согласии баллотироваться свою должность депутата парламента. Но в этом случае, указывают юристы штаба, ЦИК со ссылкой на кадровую службу парламента должна была показать, как необходимо было оформить документ. То есть не раскрывается, в чем конкретно состоят нарушения или ошибки в постановлении, из-за чего, как утверждают источники, юристам было крайне затруднительно писать иск.
У всех троих лидеров партии «За справедливость» ЦИК отметила в качестве нарушения то, что в заявлении о согласии баллотироваться они не указали своего югоосетинского гражданства. Но в официальном бланке такого не предусмотрено! Он лишь предлагает указать паспортные данные гражданина РЮО.
Депутаты запросили копии неправильно заполненных документов, но в ЦИК заявили, что могут их предоставить только по требованию суда.
Наконец, самое вопиющее нарушение со стороны ЦИК ее же собственного регламента. За двое суток до начала проверки подписных листов Центризбирком должен уведомить избирательный штаб партии, чтобы его представитель мог присутствовать при проверке. Этого сделано не было. Когда принималось решение об отказе в регистрации, ни одного слова про ошибки в подписных листах как основании для отказа не прозвучало. О проблеме с оформлением подписных листов партийцы узнали лишь 22 мая из текста постановления.
Когда представитель партии «За справедливость пришел в ЦИК, чтобы получить на руки копии ведомости и итогового протокола проверки подписных листов, сотрудники Избиркома пришли в замешательство. Им потребовалось два часа, чтобы предоставить документы, хотя на то, чтобы снять ксерокопию с трех страниц и заверить их печатью, обычно уходит минут пять.
Но и представленные ведомость и протокол были составлены с нарушением закона: в них не было подписи привлеченного эксперта-графолога, якобы установившего, что некоторые подписи избирателей и даты внесены разными почерками.
Все документы были подписаны одним лишь членом рабочей комиссии, то есть сотрудником ЦИК. Выходит, никакой экспертизы не было, сотрудник избирательной комиссии сам так решил?
В штабе «За справедливость» пришли к выводу, что ведомости и протокол составлялись на скорую руку после того, как за ними пришел представитель партии, то есть 22 мая, уже после вынесения решения об отказе.
Как на все это может отреагировать югоосетинский избиратель?
Местные спикеры не припомнят такого хаоса на выборах. Произвол на стадии регистрации кандидатов в Южной Осетии не редкость, но все же ЦИК прежних составов всегда старалась следовать процедуре, соблюдать какие-то формальности, сроки, регламент…
В этот раз творится что-то неладное. На президентских выборах 2022 года из сейфа председателя ЦИК исчезли подписные листы в пользу одного из кандидатов. Тогда же из 17 претендентов без очевидных оснований к выборам не допустили 12 (70%), теперь ЦИК бьет очередной рекорд: из 12 партий, изъявивших желание баллотироваться, семи, то есть 40%, отказали в регистрации.
Читайте также Почему югоосетинский избиратель больше не верит ни в кандидатов, ни в выборы?При этом, утверждают спикеры, все прекрасно понимают, что Центризбирком не самостоятелен в своих решениях, он подчиняется воле президента Алана Гаглоева так же, как до того подчинялся его предшественнику Анатолию Бибилову.
В республике общеизвестна практика снимать с дистанции тех, кто по мнению партии власти или действующего президента претендует на их электорат.
Этому принципу власти следуют от выборов к выборам, как считают спикеры, по наущению российских политтехнологов, но всякий раз ошибаются. Те, кто симпатизировал отстраненным партиям, за президентскую «Ныхас» голосовать не станут. Они либо в отместку отдадут свои голоса ее оппонентам, либо проголосуют ногами. Так устроен югоосетинский избиратель.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России