Правящее большинство не боится американских санкций и готово продолжать борьбу за суверенитет Грузии – такова первая реакция «Грузинской мечты» на заявление Энтони Блинкена о визовых ограничениях для представителей грузинской власти в связи с принятием закона об «иноагентах». В оппозиции приветствовали ужесточение позиции США.
«Сам закон [об «иноагентах»] и репрессивная тактика, используемая для подавления протеста, подрывают демократию Грузии и основные свободы, на которые имеет право грузинский народ, и противоречат давно заявленной цели Грузии, объявленной в ее Конституции, – евроатлантического сотрудничества и стратегического партнерства с США», – говорится в заявлении госсекретаря Энтони Блинкена.
Визовые ограничения в первую очередь коснутся непосредственно принимавших законопроект лиц, а также тех, кто участвовал в применении насилия к протестующим. Кроме того, двустороннее сотрудничество между США и Грузией может быть пересмотрено, объявил госсекретарь Энтони Блинкен.
Читайте также Американский акт «MEGOBARI» в «Мечте» приняли за шантажШесть оппозиционных партий Грузии приветствовали решение США о введении визовых ограничений. Заявление подписали «Единое национальное движение», «Ахали», «Стратегия Агмашенебели», «Дроа», «Гирчи – больше свободы», «Лело».
«Если вы решите покинуть ряды российского режима и присоединиться к народу в борьбе за членство нашей страны в ЕС и НАТО, у вас еще есть шанс защитить себя и ваши семьи от международных санкций. Встаньте на сторону истины. В этом случае мы готовы действовать в пределах своих возможностей, чтобы помочь вам избежать тяжелых последствий. Грузия принадлежит не российскому олигарху, а каждому из нас! Да – Европе, нет российскому режиму!»
Отдельное заявление сделала партия экс-премьера Георгия Гахария «За Грузию». Впрочем, и оно содержит аналогичный призыв к депутатам от власти вовремя одуматься и отозвать закон, который ставит под угрозу «все плоды 30-летней борьбы Грузии».
Читайте также Санкции США против «Грузинской мечты»: первые реакцииА по мнению руководства «Грузинской мечты», санкции США контрпродуктивны: правящая партия не собирается «торговать суверенитетом и безопасностью страны» – об этом говорится в комментарии политсовета. Там же высказано возмущение по поводу распространения санкций на членов семей функционеров власти:
«От таких методов решительно отказалась не только Европа в 40-х годах прошлого века, но и даже Советский Союз в 60-х годах прошлого столетия. В цивилизованном мире на протяжении десятилетий был принят отказ от принципа субъективного осуждения, то есть распространение санкций на членов семьи является фашистско-большевистским явлением. И вот теперь эта форма санкций используется официальным представителем Соединенных Штатов, что поражает воображение».
Читайте также «Грузинская мечта» ищет Америку
Разночтение среди представителей власти вызвали сроки и адресаты американских санкций. Некоторые чиновники считают, что санкции их не затронут. К примеру, заместитель министра финансов Георгий Какауридзе заверил журналистов, что не попадет в санкционный список:
«Почему вы думаете, что я не смогу поехать в США? Вы сможете решать, поеду я или нет? Блинкен может многое сделать, но то, что это распространится на отдельных людей и какие-либо официальные лица, [я не слышал] о таком решении. Я не думаю, что речь идет о персональных санкциях, потому что я не думаю, что такие санкции являются адекватными по отношению к министру финансов или его заместителю, если он не совершил какого-либо конкретного преступления», – заявил чиновник.
По словам конституционалиста, главы «Центра стратегических инициатив» Левана Алапишвили, объявленные Энтони Блинкеном санкции уже реализованы, поскольку он опирается на иммиграционное законодательство страны.
«Блинкен объявил об этих санкциях, и они отличаются от специального закона, который сейчас находится на рассмотрении в Конгрессе и Сенате. В этом контексте представители «Грузинской мечты» говорят, что визовые ограничения пока не реализованы. Нет, то, что объявил Блинкен, уже реализовано. То, что рассматривается в отношении Грузии в виде закона в Конгрессе и Сенате, в случае принятия закона об «иноагентах» будет значительно шире: санкции, охватывающие службу безопасности, полицию, весь государственный сектор, станут предметом обсуждения. Таким образом, закон об иммиграции позволяет госсекретарю задействовать его, и он уже вступил в силу».
В Вашингтоне и Брюсселе закон об «иноагентах» расценивают как «инспирированный Москвой» антидемократичный проект и рассчитывают, что правящая партия воспользуется президентским вето, которое Саломе Зурабишвили наложила на закон 18 мая, и не станет его преодолевать, тем самым сохранив евроатлантический курс. Правящая сила пока на уступки не идет и намерена обсудить законопроект в понедельник, 27 мая в рамках комитетских слушаний, а затем преодолеть вето 28 мая уже в ходе пленарной сессии парламента.