Абхазские наблюдатели продолжают следить за событиями в Грузии в связи с принятием так называемого закона об «иноагентах» и за возможными отношениями между этой страной, Россией и Абхазией.
Вчера парламент Грузии подавляющим большинством голосов преодолел вето президента Саломе Зурабишвили, и осталось только дождаться, чтобы через пять дней закон подписал спикер парламента. До этого абхазские наблюдатели приняли во внимание заявление премьер-министра Ираклия Кобахидзе на торжественном мероприятии ко Дню независимости Грузии 26 мая о том, что к 2030 году его страна должна стать полноправным членом ЕС и что грузинский народ будет жить со своими абхазскими и осетинскими братьями в едином государстве. Впрочем, поскольку последние слова в Абхазии уже привыкли воспринимать как ритуальные, куда сильнее абхазскую аудиторию заинтересовало последовавшее резкое заявление главы комитета Совета Федерации России по международным делам Григория Карасина. Если прежде из Москвы долгое время звучали лишь комплиментарные высказывания относительно послушного поведения тбилисского правительства, то тут российский политик довольно резко назвал слова Ираклия Кобахидзе «рассуждениями от лукавого». Мол, в Тбилиси хотят, как говорится, и невинность соблюсти, и товар приобрести.
Читайте также Карасин: рассуждения премьера Грузии об Абхазии и Южной Осетии «от лукавого»Многие в Сухуме восприняли это заявление Карасина как сигнал: «Грузинская мечта», угодив этим законом Москве, хочет укрепить свои позиции во внутриполитической борьбе, однако отказа от признания независимости Абхазии и Южной Осетии Россия за это не обещала.
А вот ответные заявления абхазского МИДа и секретаря Совбеза в обществе посчитали как предсказуемыми, так и тоже ритуальными. Любые попытки грузинского руководства вернуть Абхазию в состав Грузии являются абсолютно бесперспективными, заявил МИД Абхазии. В Грузии подобные популистские заявления, в том числе и о вступлении в ЕС в 2030-м, направлены прежде всего на внутреннюю аудиторию.
А Сергей Шамба в интервью ТАСС сказал: «Они 30 лет хотят нас вернуть, еще 300 будут хотеть, понятное дело, кого это удивляет? Это их внешнеполитическая задача такая, и это для нас никакая не новость. У Абхазии свои задачи есть, это строить независимое государство, развивать и укреплять свою государственность».
На пресс-конференции в Тбилиси 28 мая после преодоления президентского вето Ираклий Кобахидзе вернулся к той же теме:
«У оппонентов двойной стандарт по отношению к России, когда речь идет об оккупации наших территорий, а у нас как прагматичная, так и принципиальная позиция, и мы будем следовать ей до конца… В принципе, мы единственная страна среди окружающих государств, которая даже не имеет дипломатических отношений с Российской Федерацией. Причиной этому является оккупация 20% наших территорий… Мы активно работаем в направлении непризнания. В результате этого цифра, которую мы оставили в 2012 году в части так называемого признания (число государств, признавших независимость Абхазии и Южной Осетии – ред.), не изменилась, и мы можем успешно реализовывать эту политику. Наша политика абсолютно ясна. Все остальное спекуляции и очень много фальшивых эмоций».
Абхазские наблюдатели уличили Кобахидзе в том, что он будто забыл про Сирию, а главное, увидели в этом все ту же политику лавирования между Москвой и Западом, а также поддержку неизменного курса Тбилиси на «восстановление территориальной целостности». Вот что на своей странице в Фейсбуке написал сухумский блогер и экономист Ахра Аристава:
«Некоторые российские политики дождались «благодарности» от премьера Грузии за публичную поддержку по закону об «иноагентах»: Кобахидзе подтвердил сегодня публично, что Россия оккупант. Это было абсолютно предсказуемо. Власти Грузии, как много раз было ранее, решили, что можно просто примитивно заработать на противостоянии России и Запада. То есть в Тбилиси власть считает себя умнее всех вместе взятых в Москве, Брюсселе, Вашингтоне и Лондоне. К чему приводит такая завышенная самооценка, ясно гласит история. «Мы выше всех!», – заявил сегодня Кобахидзе. Абхазам знакомы такого рода выступления грузинских политиков конца 80-х и начала 90-х прошлого столетия. Если кому интересно, Грузия в настоящее время занимается не банальным транзитом, а перепродажей товаров, которые Запад России не продает. Транзит не дал бы в бюджет Грузии свыше миллиарда лари сверхдоходов в прошлом году. Некоторые в Тбилиси решили просто наживаться на чужом горе. И то, что рано или поздно это аукнется как с Востока, так и с Запада, сомнений нет никаких. А историю надо знать не только тем, кто в Тбилиси, но и некоторым политикам в Москве, решившим поддержать власти Грузии».
Далее он цитирует грузинского премьера. По словам того, практически все страны вокруг Грузии, Молдова и соседняя Армения, имеют дипломатические отношения с Россией. «Сегодня Грузия на голову выше всех остальных стран-кандидатов по многим направлениям, будь то демократия, сила институтов, права человека, что должно обеспечить быструю интеграцию в Евросоюз».
Читайте также В Абхазии спорят о возможных внешних вызовах
Продолжая тему, интернет-пользователь Тимур Агрба пишет в комментарии к посту Аристава:
«ЕС и США отреагируют на принятие закона, но не жестко, чтобы окончательно не потерять влияние в стране и поддержать оппозицию на выборах… Экономика последние два года уже перестроилась с Запада на Восток и продолжит это делать. Основными торговыми партнерами Грузии стали Россия, Китай, Турция, Азербайджан, Казахстан, Израиль, страны Персидского залива».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России