Не мог себе представить, что сейчас, на фоне государственной измены в стенах парламента, буду писать о чем-то другом.
С одной стороны, очень не хотелось снова возвращаться к этой теме – что еще можно сказать, все уже сказано, рассказано, пересказано, высказано и обсказано, написать что-то новое решительно невозможно. Остается только изливать душу в порыве благородного негодования.
С другой – о чем еще писать, когда вокруг такое происходит? Какая тема может затмить и сделать неактуальным прецедент открытой, демонстративной государственной измены?
Your browser doesn’t support HTML5
Таких тем, конечно, нет, но то, о чем я сегодня буду писать, – это, конечно, событие не того масштаба, но оно вносит определенные коррективы в сложившуюся ситуацию, и на огромной картине мрака и черноты появились небольшие светлые пятна.
Министерство экономики Грузии объявило о завершении тендера на строительство порта в Анаклиа. Как и следовало ожидать, строить его будут китайцы...
Читайте также Кобахидзе о порте Анаклия: участие китайской компании – гарантия успехаНепонятно откуда, но в грузинском обществе преобладает совершенно искаженная картина, согласно которой Китай и Россия – это чуть ли не одно и то же
В связи с этим хотелось бы подчеркнуть несколько моментов. Первое, и это в адрес моих коллег, соратников и единомышленников по оппозиции – пора вам наконец понять: Китай – это Китай, а Россия – это Россия. Непонятно откуда, но в грузинском обществе преобладает совершенно искаженная картина, согласно которой Китай и Россия – это чуть ли не одно и то же. Что китайский капитал – это тот же российский капитал, а китайский интерес всегда совпадает с российским.
Да и вообще, если в вашу страну вкладывают инвестиции китайцы, то это, считай, российские инвестиции.
Дело доходит до комичного. При оценке факта передачи проекта Анаклиа китайцам кто-то написал: теперь Россия руками Китая будет контролировать наш порт. Алло-о-о, какая Россия, какими руками, какого Китая? Вы про какой Китай мне тут рассказываете? Тот, что при Мао, когда китайцы восхищались Сталиным и пели «Калинку»?
Открою вам секрет: те времена давно и безвозвратно ушли. Теперь Китай – начальник, а Россия – младший партнер, которому позволяют немного порулить там, где Пекину не надо.
Китай, если будет строить порт Анаклиа, будет строить его для себя. Никаких русских китайцы туда близко не подпустят. Конечно, они могут им пользоваться в качестве транзитера, но командовать им они никогда не будут.
Более того, Срединный коридор из Азии в Европу через Южный Кавказ – прямой конкурент российского маршрута, и для Москвы лучшее состояние грузинских портов – это их полное отсутствие.
Читайте также Грузия предлагает «Шелковый путь» к мируЧасто можно услышать: да что там Срединный коридор, его грузооборот несравним с российским. Для Москвы это мелочь. Ну да. Сегодня. Потому что мощностей не хватает. А когда появится Анаклиа? Какую часть российского трафика он на себя оттянет? Учтите, каждый килограмм сухого груза, каждая тонна нефти, каждый кубометр газа, который идет сейчас и пойдет завтра по территории Грузии, мог бы идти через Россию.
Так что никакого сотрудничества в вопросах Срединного коридора между Китаем и Россией быть не может.
Взять на себя риски могут только китайцы, это безотходное предприятие: сами строят, сами управляют, сами привлекают грузы
Важный вопрос: почему Китай? Потому что в 2017 году грузинская сторона неправильно поставила вопрос, мы презентовали проект как политический, а западные инвесторы смотрели на него как на коммерческий. Со всеми сложностями, связанными со строительством огромного порта на пустом месте, там, где есть одно простое грузинское село и нет даже самого скромного причала.
Взять на себя риски могут только китайцы, это безотходное предприятие: сами строят, сами управляют, сами привлекают грузы… Плюс государственные гарантии, которые получают китайские крупные компании, осуществляющие стратегически важные проекты, со сложной и долгой окупаемостью.
В общем, если в Анаклиа будет порт – то он будет китайским. Либо его не будет вообще.
Еще кое-что: несмотря на коммерческий подход, Китай в определенной степени увеличивает степень защищенности от России. Сегодня это неважно – пока у власти в Грузии государственные преступники, гнев Москвы нам не грозит. Но рано или поздно их выкинут вон – и вот тогда безопасность нам очень пригодится.
Читайте также «Хрупкая перспектива у этого очень привлекательного проекта»Украинские коллеги рассказывают, что российские войска не бомбят предприятия, принадлежащие китайским компаниям. Понятно, что это ограниченное преимущество, касается оно отдельных заводов. А если в сфере интересов Китая вся страна с ее инфраструктурой, железной дорогой, мостами и тоннелями? Гарантий, конечно, никаких, однако есть вероятность того, что в случае чего товарищ Си позвонит товарищу Вове: братан, это мое, тебе сюда не надо.
Китайские инвесторы идеальны для нестабильных стран: у вас санкции, экономика рушится, валюта летит в пропасть, шеф, все пропало!!! – а китайцы терпеливо и невозмутимо строят свой порт
Китайские инвестиции не обставляются политическими условиями: вы можете быть членами НАТО или Организации африканского единства, это ваше личное дело, главное, чтобы китайские инвестиции оставались неприкосновенными.
Китайские инвесторы идеальны для нестабильных стран: у вас санкции, экономика рушится, валюта летит в пропасть, шеф, все пропало!!! – а китайцы терпеливо и невозмутимо строят свой порт; как раз к тому времени, когда государственных изменников не будет у власти, подоспеет.
В конце – про то самое светлое пятно на фоне мрака и черноты. То, что Срединный коридор окончательно перейдет в сферу стратегических интересов Китая, означает одно: Грузия не уходит на 100% под Россию.
Главное, что есть на ее территории, основа независимости Грузии – логистические маршруты – не окажутся в руках России. А значит, страна сохраняет шанс на выживание.
Когда изменники будут отлучены от власти, будет несложно все отмотать назад.
Как говорится, на безрыбье и рак рыба.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции