«Эффектом второго дня» после принятия закона об «иноагентах» называют заявление правительства «Грузинской мечты» о том, что глубоководный порт Анаклия будет строить китайская компания China Communications Construction Company Limited. Противники китайских инвестиций на стратегически важном объекте заявляют, что китайский консорциум был в черном списке Всемирного банка и находится под санкциями США. За репутацию китайской компании лично заступился премьер-министр Ираклий Кобахидзе.
«Что нужно американцам в Черном море»
«Им осталось только водрузить красную звезду на дом правительства!», – возмутился один из лидеров «Лело» Мамука Хазарадзе после того, как стало известно о решении Минэкономики передать право строительства порта Анаклия китайской компании China Communications Construction Company Limited (СССС).
На своей странице Facebook он напомнил события семилетней давности. Тогда он возглавлял консорциум по строительству порта Анаклия, а партнером была американская компания. Это, по словам Хазарадзе, не понравилось Бидзине Иванишвили: «Что американцам делать в Черном море». После этих слов у Хазарадзе с партнерами возникли проблемы с правосудием, у них был отобран проект, а строительство приостановлено:
«Что делать американцам в Черном море, а Грузии в ЕС?! Планы «российского» правительства впервые для нас стали ясны после остановки проекта Анаклия. А сегодня уже всем это ясно – принят российский закон [об «иноагентах»], визиты [премьер-министра Ираклия Кобахидзе] в Иран [на похороны президента], стоять там рядом с лидерами «Хезболлы», окончательная передача в руки Китая проекта Анаклия и отказ от американских и европейских инвестиций!», – написал в соцсети Хазарадзе.
В огонь критики в адрес правительства подлила масла бывший замминистра обороны, глава НПО «Гражданская идея» Тина Хидашели. Она сообщила, что избранная правительством китайская компания давно попала под санкции США.
«Грузинская мечта» делает ставку на Китай
Ранее Тина Хидашели в красках описала координатору Госдепа США по борьбе с коррупцией Ричарду Нефью в ходе его визита в Тбилиси проблему элитарной коррупции. Она привела примеры сотрудничества лидеров «Грузинской мечты» с крупными китайскими корпорациями и неожиданного для всех соглашения о стратегическом партнерстве с Китаем, а также участия китайских компаний в гостендерах, большинство из которых потом с треском проваливаются.
Читайте также Грузинскую коррупцию проверили на элитарность
Другие правозащитные НПО сегодня также заявили, что китайский консорциум, фаворит тендера по порту Анаклия, несколько лет был в черном списке Всемирного банка, и что этой компании в ходе реализации ее проектов чужды защита прав человека и забота об окружающей среде.
За честь и репутацию китайского партнера поручился лично премьер-министр Ираклий Кобахидзе:
«Наша ответственность – развитие этого проекта. Это наш интерес. Осуществление этого проекта с участием китайской компании очень важно. Для эффективного функционирования этого порта особое значение придается китайским грузам. Соответственно, спекуляции неуместны, однако мы видим, что тот, кто начал эти спекуляции, получает грантовое финансирование из сомнительных зарубежных источников, и именно это определяет антикитайскую кампанию, которую ведут соответствующие политики и их НПО», – отметил Кобахидзе, имея в виду лидера «Лело» Мамуку Хазарадзе и Тину Хидашели, чей супруг Давид Усупашвили также является одним из лидеров «Лело».
Читайте также Путь «Грузинской мечты» в Брюссель лежит через ПекинПредставители «Грузинской мечты» не раз подвергали критике Тину Хидашели. Спикер парламента Шалва Папуашвили неоднократно заявлял, что НПО Хидашели финансируется Тайванем, и возмущался ее сотрудничеством с отколовшимся от материкового Китая островом, когда у Грузии аналогичные территориальные проблемы с Абхазией и Южной Осетией. Примечательно, что спикер Папуашвили упрекал за близость с Тайванем и США – за прямые авиасообщения с островом без международного признания, при том, что с международно признанной Грузией такого авиасообщения нет.
Читайте также Посол Данниган: «Ни одна страна не поддерживает Грузию так твердо, как США»Чисто бизнес – без границ
В Грузии у многих вызывает недовольство тот факт, что «Грузинская мечта» восхваляет Китай за стремительные успехи, которые наблюдаются всего год стратегического партнерства. Наблюдатели сравнивают это с «вялым ритмом» аналогичного сотрудничества с 2009 года между Вашингтоном и Тбилиси. У США с Грузией до сих пор нет безвизового режима, прямого авиасообщения и свободной торговли, о чем не раз заявлял премьер-министр Кобахидзе. Наблюдатели ему возражают: зато есть прочная и постоянная поддержка территориальной целостности страны и финансовая помощь для обороноспособности.
Издание «Батумелеби» в ответ на эти заявления изучила статистику поддержки Китая в вопросе территориальной целостности Грузии и возвращения беженцев в Абхазию и Южную Осетию в ООН.
«Мы изучили голосования по резолюции за эти 16 лет. Выясняется, что Китай все 15 лет воздерживался. А в 2022, спустя несколько месяцев после вторжения России в Украину, проголосовал против [грузинской резолюции] вместе с 11 странами, такими как Россия, Беларусь, Куба, Северная Коре, Лаос, Судан, Сирия, Вьетнам, Зимбабве, Бурунди и Никарагуа. Примечательно, что за эти 16 лет США каждый раз поддерживали резолюции, касающиеся возвращения беженцев», – пишет издание «Батумелеби».
Ограничения – еще не санкции
Несмотря на то, что представители власти утверждали, что Китайско-сингапурский консорциум, участвующий в строительства порта Анаклии, не числится в списке подсанкционных компаний, Минэкономики все-таки пришлось признать, что данная компания есть в списке (The Entity List) торговых ограничений, опубликованных Бюро промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли США. Но это вовсе не санкции, утверждается в сегодняшнем заявлении Минэкономики:
«Нахождение в этих списках означает для этих компаний лишь ограничения конкретных транзакций, а не санкции. Ограничения не представляют блокирующие санкции активов компании и не ограничивают никаких финансовых транзакций с [китайской корпорацией] СССС и ее компаниями, если эта транзакции не предполагает экспорт, реэкспорт и трансферы. Также этот список не ограничивает других лиц в праве приобретать какой-либо товар или получать сервис от СССС и ее дочерних компаний», – говорится в заявлении Минэкономики.
Но это заявление лишь укрепило подозрения по поводу китайского строителя грузинского порта, и, возможно, скоро об этом напомнят из Вашингтона. Тем более что «Грузинской мечте» Госдеп уже рекомендовал быть поразборчивее в вопросе Анаклия.
Читайте также Госдеп США призвал власти Грузии проявить осмотрительность при ведении бизнеса с КНР«Соединенные Штаты уважают суверенные решения стран о том, с кем они хотят вести бизнес или отношения. Однако мы считаем, что при ведении бизнеса с предприятиями Китайской Народной Республики важно проводить тщательную и должную осмотрительность, учитывать потенциальное воздействие на важнейшую инфраструктуру и суверенитет, а также обеспечить справедливые и прозрачные экономические отношения, которые будут выгодны Грузии», – заявили в Госдепартаменте.
У Анаклия море бушует
О том, что Черное море остается районом стратегического значения для НАТО, а Китай старается контролировать в регионе крупные инфраструктурные проекты, напомнили сегодня многие грузинские наблюдатели.
«Анаклийский порт нужен всем», – считает Важа Беридзе, руководитель НПО «Центр стратегических региональных исследований», подчеркивая многослойность проблем, связанных с этим проектом. Беридзе считает, что нужно учитывать региональные вызовы, вызванные российской агрессией в Украине, а также фактор других региональных игроков и личных интересов Бидзины Иванишвили:
«Единственный выход, который нашел Иванишвили и его соратники, это сотрудничество с Китаем, потому что у Китая на этом этапе с Россией очень тесные взаимоотношения и взаимопонимание. Поэтому у России будут определенные гарантии, что этот порт в военных целях не будет использован, потому что все-таки его строят китайцы, и 51% будет у грузинского государства. Но эффективное функционирование этого порта прямо зависит от потока китайских товаров. В этом плане был найден выход. И этот выход на данный момент устраивает всех, кроме наших стратегических партнеров на Западе, Соединенные Штаты и Евросоюз».
Читайте также «Хрупкая перспектива у этого очень привлекательного проекта»
Есть еще один момент, обращает внимание Важа Беридзе: «В настоящее время экстраординарные события происходят в регионе, в том числе на Южном Кавказе. В Армении ситуация неоднозначная. Неповиновение Пашиняну в связи делимитацией границы с Азербайджаном, заявление президента Турции Эрдогана, многие другие очень важные факторы. К тому же активизировался Запад, несмотря на то что у него сейчас много головоломок и в Европе, и в США».
По мнению аналитика, больше всего это решение устаивает Иванишвили. Но ввиду предстоящих выборов осенью не только в Грузии, но и в США, а также противостояния «Грузинской мечты» с западными партнерами из-за принятия закона об «иноагентах» Беридзе считает перспективу осуществления проекта на высшем уровне, как это сегодня обещал премьер Кобахидзе, хрупкой и «чреватой серьезными проблемами для Грузии, для грузинского правительства и значительных игроков этом регионе».
Читайте также Ираклий Гарибашвили привез из Пекина стратегическое партнерствоИстория с портом Анаклия тянется уже много лет. Изначально власть «Грузинской мечты» невзлюбила проект из-за того, что начался он под названием «Лазика» во время президентства Михаила Саакашвили. Сменив название проекта и отказавшись от идеи строительства нового города у глубоководного порта, власти согласились, чтобы в 2017 году порт начал строить консорциум, который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC. Стоимость проекта оценивалась в 2,5 миллиарда долларов с выходом на грузооборот 14 миллионов тонн к 2030 году. В январе 2020 года власти разорвали контракт с «Консорциумом развития Анаклия», ссылаясь на то, что инвестор не смог выполнить финансовые обязательства. До сих пор продолжаются два международных арбитражных разбирательства между правительством Грузии, «Консорциумом развития Анаклия» и его инвестором. Сумма компенсации, которую требуют в этих спорах, превышает 1,5 миллиарда долларов.