В последние два дня в абхазском интернет-сообществе разгорелось обсуждение опубликованной телеграм-каналом «Абхазский портал» информации о том, что власть обносит железным забором комплекс правительственных зданий.
В абхазских соцсетях опубликованы фотографии забора с пиками в два ряда вокруг правительственного комплекса зданий в центре Сухума. Появление заграждений вызвало резкую реакцию общественности. Абсолютное большинство комментаторов выступило с критических позиций.
Так, Лиана Кварчелия, член Совета директоров абхазской неправительственной организации «Центр гуманитарных программ», заявила: «Забор – это не только демонстрация страха, это неуважение к абхазским традициям. Нет такой дистанции между правителем и народом, которую не преодолеет народ. Не сегодня так завтра».
Читайте также Аслан Бжания ушел в активную оборону
В свою очередь, председатель Детского фонда Абхазии Асида Ломиа, видимо, реагируя на аргумент сторонников власти о наличии забора вокруг Белого дома в Вашингтоне, написала:
«По поводу забора, знаменитого теперь. И сравнение с американским. Нас упрекают в подражании Америке, хотя мы всегда говорим о том, что надо использовать хорошие международные практики, которые работают на благополучие и защищенность граждан, при этом не надо копировать то, что нашему обществу не подходит. И вот эти самые критики чуть что забывают про свою ненависть ко всему западному и берут пример с этого Запада в самых худших практиках. Двойные стандарты зашкаливают».
Опубликовавший информацию о строительстве заграждений телеграм-канал «Абхазский портал» сопроводил его комментарием руководителя ветеранской общественной организации «Аруаа» Тимура Гулия. Тот заявил, что все это делается для того, чтобы принять ряд решений, которые не имеют ничего общего с интересами народа и абхазского государства.
«Я считаю, что мы сильнее власти. Сильнее потому, что с нами души наших братьев и сестер, которые отдали свою жизнь за Отечество. С нами дух нашего народа. С нами дух Владислава. Абхазия – наша страна. Суверенное, независимое государство. И так будет всегда», – сказал Тимур Гулия.
Не остались в стороне от дискуссии представители власти. Сотрудница администрации президента Абхазии Гунда Цвижба написала следующий пост в Фейсбуке:
«Абхазскому порталу» и многим другим столь беспокоящимся за «честь» страны посвящается данная публикация! Для чего нам понадобилось так бурно обсуждать ограждения у АП, и какие вдруг «опасения» с их появлением?! Лично мне как гражданке Апсны не важно, есть железный забор или нет! Мне важно то, что делается за этим забором и насколько полезна и эффективна деятельность тех, кто трудится внутри него. Разве мы не этого ищем? Лично меня совсем не задевает то, что строится вокруг данного здания, и могу сказать, почему! Потому что я систематически не ищу подвохи против тех, с кем делю одно общее пространство. Мне неинтересно, что подумает тот или другой, вглядываясь в них! Наверно, появление таких сооружений на том конкретном месте влечет определенный умысел, а почему бы и нет? Разве мы не сталкиваемся с постыдными делами, когда с арматурой в руках, ломая двери и окна, периодически попадаем во власть! Разве правы, когда люди с криками у парадных дверей парламента или же АП позволяют себе нелицеприятную брань в адрес гаранта Конституции и его окружения! Наверно, подобная практика не должна оказаться допустимой! Повторение подобных привычек может оказаться роковым для нашего государства, ибо очередного испытания оно уже не выдержит! Не исключаю, что авторы данного ограждения имели в виду именно этот факт, т. е. недопущения старых ошибок на площади данного строения! Теперь давайте разумно об отношениях внутри нас! Забор – это демонстрация сил и воли, это нечто другое, нежели наши привычки! Он никак не помешает нам жить! Он скорее не позволит открыто уродовать площадь и прилегающий парк! Напротив, он научит нас осторожности и сдержанности! Однако не должны забывать о том, что именно тот старый провальный путь мы придумали сами себе!»
Читайте также Спасти президента. Послесловие к митингу
Представителям нынешней властной команды вряд ли стоило ожидать, что им не припомнят силовые методы, которые были использованы при отстранении от должности президента Рауля Хаджимба. Гунде Цвижба ответил блогер Саша Агрба:
«Если следовать логике автора, то забор воздвигают от самих себя, так как именно те, кто сегодня воздвигает этот забор, попали в этот правительственный комплекс с арматурой в руках, ломая окна и двери. И каждый раз те, кто, воспользовавшись правом от лица народа сместить силовым образом действующую власть и попав в правительственные стены, начинают рассуждать о том, что повторение столь пагубных привычек, со слов автора, может оказаться роковым для нашего государства, ибо очередного испытания оно уже не выдержит. Это прямая цитата. Но все эти благоразумные высказывания видят свет только тогда, когда у власти твоя команда. Стоит прийти другим, как митинги, погромы, перекрытие республиканской трассы с сожжением покрышек, взятие штурмом МВД и другие вольности становятся нормой, и никто, а это уже со слов действующего президента, не имеет права запретить митинги в любой доступной форме. Этот позорный во всех отношениях забор – проявление слабости и страха. Никак по-другому трату государственных средств на это непотребство назвать не представляется возможным. В Абхазии невозможно прожить за забором всю свою жизнь. Рано или поздно придется либо покинуть страну, либо оказаться среди простого народа, и эта встреча после жизни за забором может оказаться не очень приятной. Думаю, «зазаборники» выберут первый вариант».
Размышляя о причинах, которые подвигли власть на строительство ограждений, аналитики выделяют несколько факторов. Так, главный редактор «Апсныхабар» Леуан Лагулаа пишет:
«О чем свидетельствует позорный забор, как уже кто-то успел его охарактеризовать.
1. Власть готовится принять антинародные, антиабхазские законы. По всей видимости, среди них будет закон об апартаментах. Вспоминая ситуацию с госдачей Пицунда, когда народ пришел к стенам парламента раньше, чем успели привезти ограждение, власть решила установить капитальное сооружение.
2. Капитальность строящегося забора подчеркивает, что Аслан Бжания собирается опираться на штыки долгие годы, не просто досидеть первый срок, но и пойти на второй. Этот забор – полный отказ от каких-либо демократических принципов и переход на авторитарный режим.
3. Позорный забор – это, в том числе, моральный облик нынешней власти, которой чуждо все абхазское. Это незнание собственной истории и политических традиций. Хотя, быть может, Аслан Бжания никогда и не планировал опираться на что-либо абхазское».
Читайте также Курс Бжания – полное «чучхе»
В постскриптуме Леуан Лагулаа выражает уверенность, что эта власть падет, как и этот забор, как пала Берлинская стена:
«Но нужно будет оставить небольшой кусочек от забора и рядом установить табличку с надписью: «При президенте Аслане Бжания вокруг комплекса правительственных зданий был возведен четырехметровый железный забор, который был призван отгородить власть от народа. Власть Бжания рухнула, а забор разобран, но этот небольшой кусочек оставлен в назидание всем будущим правителям Абхазии».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России