Духовенство и чиновники Абхазии встревожены, пишет российская «Независимая газета». По информации издания, отец Виссарион Аплиаа – глава епархии, зарегистрированной в самопровозглашенной республике как Абхазская православная церковь (АПЦ), потребовал от патриарха Московского и всея Руси Кирилла принять Абхазию под свой омофор и разрешить вопрос о ее каноническом устройстве.
Аплиаа также просит патриарха рукоположить епископа для Абхазии и выделить храм в Москве для абхазской диаспоры.
По словам отца Виссариона, письмо патриарху с изложением своих требований он уже отправил, но ответа пока не получил.
Абхазия в 1943 году была включена в состав Грузинской православной церкви (ГПЦ) «неканоническим путем», полагает Аплиаа: «Мы не являемся частью Грузинской церкви, мы являемся частью Русской церкви, как решил патриарх Тихон на соборе 1917–1918 годов. Решение 1943 года о канонической территории Грузинской церкви не соборное, оно не имеет канонической силы». Виссарион убежден, что его позиция – единственно верная, но реализации его планов мешают: «Канонически – мы на правой стороне. Но в Москве много наших противников, много влиятельных грузин».
По словам священника, он уже встречался с патриархом Кириллом в Москве и высказывал свои требования. Патриарх, по утверждению Аплиаа, ответил уклончиво, сославшись на отсутствие единства в абхазском духовенстве: «Патриарх при встрече сказал мне: вы решите сначала между собой. А то одни у вас хотят в Константинополь, другие в Грузию. Решите уже между собой этот вопрос, куда вы хотите».
Ответ, очевидно, не устроил Аплиаа, поэтому он подключил к вопросу абхазского президента Аслана Бжания.
«Во время последней личной встречи с отцом Виссарионом патриарх Кирилл обещал ему помочь с решением нашего церковного вопроса, но сказал, что к нему в таком случае должно обратиться руководство страны. Президент (Аслан Бжания), спикер парламента (Лаша Ашуба) и отец Виссарион собирались в Москву, им была назначена аудиенция у патриарха. Уже были куплены билеты. За пару дней с ними связались из патриархии, чтобы уточнить повестку встречи. Они сообщили, что у них есть три пункта: определение канонического статуса Абхазской православной церкви, рукоположение епископа для Абхазии и выделение храма в Москве для абхазской диаспоры. И на следующий день встреча была отменена», – заявил автору статьи источник в абхазском Кабинете министров.
После того как встреча сорвалась, Виссарион принял решение изложить свои мысли письменно. До получения официального ответа от РПЦ Аплиаа отказывается давать дальнейшие комментарии СМИ.
Секретарь абхазского Совбеза Сергей Шамба заявил, что лично во всем поддерживает Аплиаа, но при этом позиция абхазского государства в церковных вопросах – нейтралитет. По словам Шамба, среди чиновников в Абхазии есть сторонники как АПЦ, так и архимандрита Дорофея (Дбара): «У нас церковь отделена от государства. Государство не вмешивается в религиозные вопросы. Если вы спросите президента, вице-президента, премьер-министра, меня – мы все скажем, что мы поддерживаем Абхазскую церковь во главе с отцом Виссарионом. И мы ходим на праздники в Сухумский кафедральный собор. Это однозначно. Наша позиция известна. Но есть в органах власти люди, которые поддерживают Дорофея. У них там в Новом Афоне есть свои связи в местной администрации, среди общественности. Хотя из высшего руководства страны к ним никто не ходит. По крайней мере я таких высших чиновников не знаю».
По мнению Шамба, главное препятствие для разрешения канонического статуса Абхазии – отсутствие единства между абхазским духовенством, которое возникло по причине сугубо личного конфликта между Аплиаа и его учеником и бывшим протеже Дорофеем (Дбаром).
Из архива Трудности православного диалогаАбхазский политик и общественный деятель, член Общественной палаты Давид Пилия полагает, что нужно идти путем межправославного диалога: «Вселенский патриарх как игрок сегодня отпал ввиду событий на Украине. Осталось два игрока, которые потенциально могли бы совместно решить абхазский церковный вопрос, – Грузинская и Русская церкви. Судьба будущей Абхазской церкви должна быть решена ими».
По его словам, епископ Абхазии необходим. «Нет епископа – нет церкви. Но его фигура должна быть согласована на уровне РПЦ и ГПЦ. Нужно искать такого кандидата, которого воспримут нормально и в Абхазии, и в России, и в Грузии. Это сложная задача».
Глава Священной митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар), которого РПЦ с 2023 года считает лишенным сана иеромонахом, скептически смотрит на перспективы канонического урегулирования в Абхазии в ближайшем будущем:
«Реальное урегулирование будет возможно только тогда, когда нормализуются отношения между поместными православными церквами, в особенности РПЦ и Константинополем. Тогда появится возможность «принуждения» ГПЦ к решению абхазского церковного вопроса. До этого не будет ничего. В результативные переговоры РПЦ и ГПЦ по абхазскому вопросу я не верю. ГПЦ сегодня не готова ни к каким компромиссам в отношении Абхазии».
В то же время наместник Ново-Афонского монастыря, клирик ГПЦ иеродиакон Давид (Сарсания) полагает: «Пора садиться за стол переговоров с той церковью, которая несет каноническую ответственность за нашу епархию, то есть с Грузинской. И, конечно, в качестве посредника должна выступить Русская церковь. Потому, что она имеет прямое отношение к нашей ситуации, и потому, что клирики РПЦ сейчас, пусть и без соответствующего канонического благословения, совершают богослужения и ведут пастырскую деятельность на территории Абхазии».
СПРАВКА «Эха Кавказа»
Грузинская православная церковь (ГПЦ) считает Абхазию частью своей канонической территории, таковой ее признают все православные церкви, включая Московский патриархат. Священнослужители ГПЦ после грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-1993 годов не имеют доступа на территорию Абхазии. Единственным священником, рукоположенным в иереи Грузинской церковью и не запрещенным в служении, является иерей Виссарион (Аплиаа), который после войны возглавил Сухумо-Пицундскую епархию, позже зарегистрированную властями самопровозглашенной республики в качестве Абхазской православной церкви. Архиереем Абхазской церкви сам иерей Виссарион называет Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В Абхазии также зарегистрирована другая православная организация – Священная митрополия Абхазия с центром в Новом Афоне. Создание СМА стало реакцией на попытку Русской православной церкви назначить своего настоятеля Новоафонского монастыря из России. Монахи монастыря во главе с архимандритом Дорофеем (Дбар) считают церковный вопрос Абхазии неурегулированным и от имени верующих обращаются к Константинопольскому патриарху с просьбой разрешить его на межправославной комиссии.
В Грузии в качестве временной меры рассматривался вопрос о временной передаче Абхазии в окормление Константинопольскому патриарху. С такой идеей выступал экс-министр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили. Однако ГПЦ отвергла этот вариант, так как в своей церковной внешней политике чаще становится на сторону Московского патриархата.
Между двумя православными общинами Абхазии периодически возникает напряжение из-за требования Абхазской православной церкви освободить Новоафонский монастырь и передать его АПЦ.