В Абхазии и среди православных клириков, и среди мирян не могла не вызвать интереса публикация Анастасии Коскелло в московской «Независимой газете» под названием «Глава Абхазской церкви выдвинул ультиматум патриарху Кириллу». Некоторые пользователи соцсетей сделали репосты этой пространной статьи.
Подзаголовок статьи «Виссарион Аплиа требует, чтобы РПЦ в одностороннем порядке забрала верующих республики» сразу объясняет, что речь идет о вхождении православных христиан Абхазии в подчинение РПЦ, чего Москва почему-то не хочет…
Духовенство и чиновники Абхазии, как пишет Коскелло, встревожены: старейший священнослужитель страны священник Виссарион Аплиа потребовал от патриарха Московского и всея Руси Кирилла принять Абхазию под свой омофор и разрешить вопрос о ее каноническом устройстве. Аплиа также просит патриарха рукоположить епископа для Абхазии и выделить храм в Москве для абхазской диаспоры. 27 мая сам священник сказал Коскелло, что письмо патриарху с изложением своих требований он уже отправил, но ответа пока не получил.
Читайте также Это сладкое слово «автокефалия»Журналистка объясняет, что сам Виссарион – клирик Грузинской ПЦ, который никогда не обращался за отпускной грамотой к своему священноначалию (по словам священника, после войны 1992-1993 годов он больше не считает себя принадлежащим Грузинской церкви). Созданная им Абхазская православная церковь (АПЦ) считается неканонической церковной структурой. Если просьба Аплиа будет выполнена, патриарх Кирилл окажется в ситуации конфликта с грузинским патриархом Илией II, ведь в Тбилиси главу РПЦ обвинят во вторжении на чужую каноническую территорию. Ситуация скандальная, особенно с учетом положения Грузинской церкви в мировом православии и той поддержки в украинском церковном вопросе, которую ГПЦ всегда оказывала Московскому патриархату. По словам Аплиа, тот факт, что другие поместные церкви, включая Грузинскую, не признают переход Абхазии под власть РПЦ, для него не имеет значения:
«Нам главное оставаться в православном вероучении, в согласии с канонами и правилами. Признание-непризнание – для нас это не так важно». В обоснование своей позиции Аплиа ссылается на 17-е правило Халкидонского собора и 25-е правило Трулльского собора. По словам священника, из этих правил следует, что если епископ не появлялся на территории своей епархии более 30 лет – а с окончания грузино-абхазской войны и бегства грузинского священноначалия из Абхазии прошло уже даже больше, – епархия может перейти под власть другого епископа. «Тридцать лет я выдержал. Сегодня мы ставим вопрос перед святейшим», – заявляет Аплиа.
Сразу скажем в дополнение к статье в НГ, что эта тема обсуждается в Абхазии уже много лет. Она очень актуализировалась после признания шестнадцать лет назад Россией независимости Абхазии, многие абхазы тогда решили, что церковный вопрос решится автоматически, но он оказался гораздо сложней. После этого, кстати, предстоятель ГПЦ не раз объявлял о своем намерении поехать в Абхазию, что, конечно, не случилось. В то же время глава другой православной организации страны, Священной Митрополии Абхазии, архимандрит Дорофей пытался добиться автокефалии Абхазии от Вселенского патриарха…
Читайте также Архимандрит Дорофей: «Перед Грузинской церковью теперь вопрос ставится ребром»Анастасия Коскелло пишет, что ссылка Аплиа на каноны и его рассуждения о 30-летнем периоде, после которого Абхазия должна «автоматически» обрести свободу от ГПЦ, необоснованны. Это отмечает специалист по каноническому праву, старший преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Димитрий Пашков:
«В целом 17-й канон IV Вселенского собора и 25-й канон Трулльского собора предполагают в своей гипотезе другие обстоятельства: бесконфликтное фактическое управление епископом небольшим деревенским приходом, пограничным с его епископией. Это именно бесконфликтное управление, похожее на то, как человек добросовестно (в юридическом смысле) долгое время владеет найденной им вещью. Абхазскому духовенству надо бы искать другие аргументы».
По словам источника Коскелло в республиканском кабинете министров, после очередной неудачной попытки «решить свой вопрос руками президента», одновременно с отправкой письма патриарху Аплиа также потребовал, чтобы священники РПЦ, которые служат в Абхазии и подчинялись ему как председателю совета АПЦ, покинули страну:
«На днях Виссарион собрал всех своих священников и потребовал, чтобы они ехали в свои епархии, туда, где их рукополагали, и просили отпускные грамоты в Абхазскую церковь у местных архиереев. Они говорят: как же мы поедем, нас там давно не было, там нет даже наших личных дел. Нас там никто и не знает. И как они могут нас направить в Абхазскую церковь, если такой церкви не существует? Они говорят: а если нас задержат и направят на какие-то приходы? А Виссарион им: ну, тогда до свидания». Выполнили ли священнослужители требование Аплиа, неизвестно. Всего, согласно сайту АПЦ, кроме Виссариона в составе его религиозной организации – 10 клириков РПЦ: игумены Сергий (Джопуа) и Игнатий (Киут), иеромонахи Василиск (Лейба) и Давид (Гвазава), священники Долмат Гопия, Александр Сергеев, Андрей Струцкий, Игорь Артемьев, Никита Адлейба, Матфей Тужба. О своей принадлежности к АПЦ заявляет также схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая). «Тревогу подчиненных Аплиа можно понять: все они числятся заштатными клириками различных епархий Московского патриархата; их пребывание в составе АПЦ и служение на территории Грузинской церкви, не согласованное с патриархией в Тбилиси, потенциально делает их обвиняемыми на церковном суде как в РПЦ, так и в ГПЦ…», – объясняет журналистка.
Она напоминает, впрочем, что похожая ситуация была в Абхазии в феврале 2021 года. Тогда Аплиа точно так же отправлял домой священников РПЦ и даже объявил интердикт в пределах своей церковной структуры – то есть отказался совершать богослужения, пока Московская патриархия не разрешит вопрос о каноническом статусе Абхазии. Ситуацию удалось урегулировать тогдашнему председателю Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополиту Илариону (Алфееву).
Читайте также Отец Виссарион идет ва-банк?Уполномоченный по делам религии кабинета министров РА, преподаватель АГУ, кандидат исторических наук Резо Кация также считает, что нынешний «демарш» Аплиа в отношении патриарха Кирилла едва ли будет результативным, а его ссылка на каноны вызывает вопросы.
«Всегда нужно исходить из реалий. Если возобладают узконациональные или поместные интересы, ничего не решится. Поэтому я сторонник трехсторонних переговоров с участием ГПЦ, РПЦ и абхазской стороны», – подчеркивает он.
Секретарь Совета безопасности при президенте РА Сергей Шамба 21 мая сообщил автору статьи в НГ, что лично он как член церковного совета и давний друг Аплиа во всем его поддерживает, но при этом позиция абхазского государства в церковных вопросах – нейтралитет.
Абхазский политик и общественный деятель Давид Пилия, член Общественной палаты РА, полагает, что нужно идти путем межправославного диалога:
«Вселенский патриарх как игрок сегодня отпал ввиду событий на Украине. Осталось два игрока, которые потенциально могли бы совместно решить абхазский церковный вопрос, – Грузинская и Русская церкви. Судьба будущей Абхазской церкви должна быть решена ими».
Как и Шамба, Пилия считает, что для разрешения абхазского церковного вопроса необходима тонкая дипломатия:
«Многие в Абхазии были бы рады, чтобы появилась Абхазская церковь в качестве автономии в составе РПЦ. Но мы знаем, что на это не согласится Грузия. При этом мы знаем, что люди в Абхазии не хотят находиться в составе ГПЦ. Поэтому нужны переговоры, чтобы найти какой-то третий, компромиссный вариант».
Глава Священной митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар), которого РПЦ с 2023 года считает лишенным сана иеромонахом, скептически смотрит на перспективы канонического урегулирования в Абхазии в ближайшем будущем:
«Реальное урегулирование будет возможно только тогда, когда нормализуются отношения между поместными православными церквами, в особенности РПЦ и Константинополем. Тогда появится возможность «принуждения» ГПЦ к решению абхазского церковного вопроса. До этого не будет ничего. В результативные переговоры РПЦ и ГПЦ по абхазскому вопросу я не верю. ГПЦ сегодня не готова ни к каким компромиссам в отношении Абхазии».
Читайте также Абхазская реакция на грузино-российский церковный альянсВ то же время наместник Ново-Афонского монастыря, клирик ГПЦ иеродиакон Давид (Сарсания) полагает, что церковный институт республике необходим:
«Православная паства в Абхазии не представлена лишь абхазским этносом, она многонациональна, и это неоспоримый факт. Институт церкви необходим для объединения всех верующих нашей страны в одну юрисдикцию… Необходимо прекратить жить в иллюзии существования Абхазской церкви, будь то под руководством отца Виссариона или кого-то еще. Пора садиться за стол переговоров с той церковью, которая несет каноническую ответственность за нашу епархию, то есть с Грузинской. И, конечно, в качестве посредника должна выступить Русская церковь. Потому что она имеет прямое отношение к нашей ситуации, и потому что клирики РПЦ сейчас, пусть и без соответствующего канонического благословения, совершают богослужения и ведут пастырскую деятельность на территории Абхазии», – отмечает Сарсания.
В целом, эксперты скептически относятся к возможности решить абхазский церковный вопрос в текущих условиях. Один из абхазских клириков в беседе с «Эхом Кавказа» назвал действия отца Виссариона «выстрелом в воздух». Единственным реальным результатом так называемого ультиматума отца Виссариона является лишь то, что он сможет сказать абхазским клирикам и мирянам, ждущих от него каких-то действий в данном направлении, что он не бездействует.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России