Перед днем тишины власти Южной Осетии демонстрируют неуверенность в положительном для себя исходе парламентской кампании или хотя бы в том, что избиратель вообще придет к урнам для голосования. Поэтому непосредственно перед выборами руководство республики провело флешмоб экс-президентов, в котором последние призвали граждан к избирательной активности и даже намекнули, за кого голосовать.
Экс-президенты призвали народ к избирательной активности на парламентских выборах 9 июня.
Первый президент республики Людвиг Чибиров в одном из интервью 4 июня подчеркнул, что политическая зрелость и активность избирателей сегодня необходимы для сохранения спокойствия и стабильности в Южной Осетии:
«На фоне происходящих в мире глобальных трансформаций нам важно сохранить уверенность в завтрашнем мире без болезненных потрясений и общественных кризисов. Вот потому сегодня важно выбирать стабильность и спокойствие», – заметил Чибиров.
В свою очередь Леонид Тибилов двумя дня позже уже со страниц информагенства «Рес» призвал избирателей к активной явке в день голосования. Он подчеркнул, что предстоящие выборы – очередной шаг в будущее, к выбору которого надо подходить осознанно.
«Сегодня в мире сложная ситуация. Наш стратегический партнер находится под влиянием западных санкций. Бойцы из Южной Осетии по всей линии фронта защищают наши общие интересы. А нам с вами нужно позаботиться о сохранении имеющейся на сегодняшний день стабильности и общего спокойствия в республике», – сказал Тибилов.
Очевидно, власти обеспокоены перспективой низкой явки, в противном случае не было бы нужды организовывать призывы экс-президентов к избирателям прийти на выборы.
Традиционно парламентские выборы не отличаются такой активностью избирателей, как, например, президентские. В 2014 году явка и вовсе не дотянула до необходимого минимума 50%+1 голос. По свидетельствам участников кампании, реальная явка составила примерно 48%, но недостающие голоса раскидали между партиями-победителями пропорционально их результатам.
Читайте также Выборы состоялись вопреки всемуПо мнению спикеров, если для признания выборов состоявшимися не будет хватать 2-3% или даже 5%, то их, скорее всего, натянут, как это было в 2014 году, и так же, как тогда это не вызовет особых возражений среди партий-кандидатов или избирателей. Но если количество избирателей, проголосовавших ногами, будет больше, то проигнорировать этот факт не получится.
Такая вероятность существует.
Об этом говорит и всеобщая апатия во время подготовки к выборам. Сборщики подписных листов в поддержку кандидатов отмечали, что они не припомнят такого количества отказов от жителей округов и нелицеприятных слов в адрес выдвигающихся. Были случаи, когда сборщикам даже не открывали двери.
Читайте также Почему югоосетинский избиратель больше не верит ни в кандидатов, ни в выборы?На этих выборах, в отличие от прошлых, скорее всего, завышена и численность избирателей.
Она принята по данным 2019 года с поправкой на увеличение числа югоосетинских граждан в Ленингорском районе республики, в то время как местные органы власти, составлявшие списки избирателей на 2024 год, указали на значительную убыль взрослого населения. В некоторых избирательных округах за пять лет с выборов 2019 года она составляла 400-500 человек. Парламент посчитал эти подсчеты недостоверными, и в нарушение закона принял за основу список избирателей 2019 года при нарезке округов. Если вдруг окажется, что депутаты ошиблись, то обычной явки может и не хватить для признания выборов состоявшимися.
Читайте также Югоосетинский пропуск и паспорт в обмен на голосЕсть еще один аспект низкой явки – коэффициент участия в выборах разных общественных страт.
Электоральные группы, стоящие за оппозицией, более организованы. Они полны надежд и решимости. Их вдохновляют неудачи команды Гаглоева за два года президентства и разочарование голосовавших за него избирателей, в то время как «коалиция Гаглоева» 2022 года теперь в разобранном состоянии.
В этом смысле опасения президентов скорее вызваны не столько угрозой срыва выборов, сколько низкой явкой электората, на который претендует партия власти «Ныхас».
Неравнодушие вполне объяснимо. Леонид Тибилов в бытность президентом создавал «Ныхас» как партию власти. В команде Гаглоева хватает людей из его кадровой линейки, что указывает на добрые отношения между президентом и его старшим коллегой.
Читайте также Президент ЦИКнул на кандидатовОчевидно, обеспокоенность низкой явкой «своего избирателя» связана с неудачной попыткой укрупнения электората, проголосовавшего за Гаглоева в 2022 году под знаменами партии власти. Именно для этого не были допущены к выборам «Партия развития», «Фыдыбаста» и «Ирон». Они не были оппозиционными, наоборот, пройди они в парламент, президент мог бы рассчитывать на их поддержку. Но их сняли с расчетом, что избиратель, не имея возможности проголосовать за эти партии, поддержит «Ныхас». Это ошибка. На подобные манипуляции югоосетинский избиратель отвечает или игнорированием выборов, или протестным голосованием. Замечено неоднократно.
Недостаток мотивации для электората, на который претендует «Ныхас», экс-президенты компенсируют спекуляциями на старых страхах общества, пережившего ужасы войны и блокады.
Как результаты выборов в парламент могут повлиять на исход СВО, грузинский реваншизм или геополитическую ситуацию вокруг России, авторы не поясняют.
Выглядит неубедительно. Если выборы не состоятся, их проведут заново через четыре месяца. Россия из-за этого не проиграет, а Грузия из-за этого не нападет. Это две параллельные истории, между которыми нет ничего общего.
Читайте также «Наша безопасность не стала ни меньше, ни больше – она целиком и полностью зависит от России»Победа протестных голосов будет означать неудовлетворительные итоги двухлетнего правления Гаглоева, а неявка избирателя – что ему некому больше доверять из тех, кого допустили к выборам. Только и всего.
Другое дело, что в призывах экс-президентов ни слова о каком-то значительном свершении власти, за которое стоило бы уцепиться, ради которого избиратель мог бы закрыть глаза на воровство и праздность югоосетинских элит.
Самым неожиданным в мероприятии по предупреждению вялой явки было сегодняшнее обращение Эдуарда Кокойты со страниц своего телеграм-канала. В отличие от своих осмотрительных коллег, Эдуард Джабеевич обошелся без намеков, напрямую поддержав Алана Гаглоева:
«Я не понаслышке знаю, как непросто в такой ответственный, судьбоносный момент возглавлять республику и как важна для руководителя поддержка народа. Я искренне желаю, чтобы и у действующего президента были все условия для плодотворной работы. В парламенте должны быть те силы, которые идут созидать, а не разрушать… Сегодня руководством республики созданы все условия для честной и равной борьбы, однако некоторые политические силы воспринимают это как слабость, позволяя унижать и оскорблять народ. Таким силам не то, что в парламенте, а в политике не должно быть места».
В обращении не содержится призыва голосовать за «Ныхас», но оно явно направлено против коалиции давнего оппонента Эдуарда Кокойты – Дзамболата Тедеева. Выступать против Анатолия Бибилова и его партии «Единая Осетия» было бы нелогично после того, как в 2022 году он принял от него должность представителя РЮО в Л/ДНР. Других возмутителей спокойствия среди участников избирательной кампании не наблюдается.
Читайте также «Народники» потеряли Кокойты, но приобрели ТедееваЭто первое и последнее перед днем тишины заявление Эдуарда Кокойты говорит о том, что к нему или не поступали предложения со стороны конкурирующих групп с просьбой о поддержке, или они были неприемлемы.
От него ждали каких-то заявлений, когда его «Народная партия» объявила о политическом союзе с Дзамболатом Тедеевым и из нее вышли все, кто посчитал этот союз невозможным.
Читайте также Куда уходят известные лица «Народной партии»?В отсутствие установок лидера старая гвардия Эдуарда Джабеевича, наверное, предпочла бы голосовать за «Ирон» или «За справедливость», но эти партии не допустили к выборам. Кокойты снова промолчал, и это было куда лучше, чем сегодняшнее «руководством республики созданы все условия для честной и равной борьбы».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России