Израиль входит в очередной виток внутриполитического кризиса на фоне продолжающейся войны в Секторе Газа. Уход из военного кабинета центриста Бени Ганца загоняет Биньямина Нетаньяху в «правый» угол, по сути лишая его пространства для политического маневра. Успешная операция по освобождению четверых заложников, с одной стороны, добавила ему политические очки, но с другой – усилила и без того беспрецедентное международное давление. Вашингтон пытается воспользоваться моментом, чтобы заставить Израиль и ХАМАС подписать соглашение о прекращении огня.
Внутриполитическое противостояние в Израиле вышло на новый уровень. Один из лидеров оппозиции Бени Ганц исполнил свою угрозу, покинув чрезвычайный военный кабинет, который был создан после атаки боевиков ХАМАСа, признанного террористической организацией в США и ряде других стран, на Израиль 7 октября прошлого года. Ганц обосновал свой демарш нежеланием премьер-министра Биньямина Нетаньяху определиться с послевоенным устройством Сектора Газа. Уже бывший член военного кабинета призвал главу правительства назначить дату всеобщих выборов.
«К сожалению, господин Нетаньяху мешает нашему достижению настоящей победы, которая оправдала бы продолжающуюся и болезненную цену войны. Именно поэтому сегодня мы покидаем чрезвычайное правительство с тяжелым сердцем, но с полной уверенностью. Роковые стратегические решения принимаются с нерешительностью и промедлением из-за политических соображений. Честно говоря, присоединиться к правительству было легким решением. Уйти, пока наши заложники находятся в туннелях ХАМАСа, в то время как жители севера находятся вдали от своих домов, а тысячи солдат находятся на фронте – это сложное и мучительное решение. Я призываю Нетаньяху: назначьте дату выборов. Не позволяйте нашему народу развалиться на части».
Вместе с Ганцем из состава правительства выходят и его однопартийцы из «Национального единства», которые занимали пять мест в расширенном военном кабинете. При этом Ганц дал понять: из числа остающихся в правительстве он ставит на еще одного ключевого члена кабмина – министра обороны Йоава Галанта, также призывавшего Нетаньяху представить четкий план действий по формированию послевоенного устройства Газы.
«Хочу обратиться лично к министру обороны: Йоав, мы знаем друг друга много лет. Даже когда между нами были трения, я всегда уважал и ценил тебя. В этой войне я научился ценить тебя еще больше. Более того, ты смелый и решительный лидер. Прежде всего, ты патриот. В настоящее время храбрость и лидерство – это не просто говорить то, что правильно, но и делать то, что правильно».
Реакция Биньямина Нетаньяху не заставила себя долго ждать. Глава правительства упрекнул Ганца в том, что тот умыл руки, в то время как страна сталкивается с экзистенциальными угрозами:
«Несколько часов назад все Государство Израиль оплакивало и отдавало почести покойному герою Израиля Арнону Заморе. Израиль ведет экзистенциальную войну на нескольких фронтах. Бени, сейчас не время отказываться от кампании – сейчас время объединить усилия. Граждане Израиля, мы будем продолжать сражаться до победы и достижения всех целей войны, прежде всего – освобождения всех наших заложников и ликвидации ХАМАСа. Моя дверь останется открытой для любой сионистской партии, которая желает взвалить на себя эту ношу и помочь одержать победу над нашими врагами и обеспечить безопасность наших граждан».
С одной стороны, уход Ганца никак не повлияет на устойчивость правительства Нетаньяху. Правящей коалиции из правых, ультраправых и религиозных партий принадлежит 64 кресла в 120-местном Кнессете (парламент Израиля). Однако центрист Ганц, войдя в военный кабинет 8 месяцев назад, частично взял на себя роль «громоотвода» для Нетаньяху и символизировал внутриполитическое единство на фоне беспрецедентного международного давления, которое, к слову, лишь нарастает. Успешная операция по освобождению четырех заложников, с одной стороны, может укрепить жесткую позицию Нетаньяху и его ультраправых соратников по коалиции, но с другой, еще больше усилит международную изоляцию страны, особенно на фоне многочисленных жертв среди гражданских жителей Газы в ходе проведения этой операции.
«Израиль только что провел замечательную операцию по спасению четырех заложников, удерживаемых ХАМАСом. Эта операция потребовала высочайшей изобретательности и мужества, и наши солдаты проявили себя непревзойденно. Мы стремимся добиться освобождения всех заложников, и мы ожидаем, что ХАМАС освободит их всех. Но если они этого не сделают, мы сделаем все возможное, чтобы вернуть их всех домой. ХАМАС каждый день совершает военные преступления, включая удержание заложников. Наши солдаты действуют самым справедливым и моральным образом», – заявил Нетаньяху, комментируя действия военных.
В результате рейда израильского спецназа в лагерь беженцев «Нусейрат», расположенный в центре Газы, сразу четверо граждан страны получили долгожданную свободу – 26-летняя Ноа Аргамани, 27-летний Андрей Козлов, 22-летний Альмог Меир и 41-летний Шломи Зив. Ноа Аргамани из южного города Беэр-Шева называли «лицом заложников» – видеозапись ее захвата боевиками стала одной из самых распространенных после нападения ХАМАСа на музыкальный фестиваль Nova на юге Израиля. Ее отец Яков Аргамани не смог скрыть эмоций:
«Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить самую человечную армию».
Родственники других освобожденных также благодарили военных за дерзкую вылазку в самое сердце Газы.
«Моя мечта сбылась, и я желаю другим родственникам заложников, чтобы их мечта также сбылась. Я благодарю Бога, я благодарю нашу страну, наш народ, наше правительство, нашу армию. Только вместе мы сможем победить, с Божьей помощью и с помощью замечательных солдат, которые у нас есть. Пусть Бог вернет их всех в мире, в целости и сохранности», – сказала мать освобожденного Шломи Зива, Рози.
Читайте также NYT стали известны подробности освобождения заложников в ГазеОперацию, названную в честь погибшего при спасении заложников бойца Арнона Заморы, уже сравнивают с действиями израильского спецназа в Уганде в 1976 году, в ходе которой удалось освободить 102 заложника с самолета компании Air France, захваченного палестинскими боевиками. В Израиле она известна как операция «Йонатан», в честь погибшего командира группы спецназовцев Йонатана Нетаньяху, старшего брата нынешнего премьер-министра Израиля.
Главный союзник Израиля, Вашингтон, приветствовал освобождение заложников, однако дал понять: лучшей гарантией возвращения оставшихся в плену у ХАМАСа израильтян будет заключение сделки. На совместной пресс-конференции с французским президентом Эммануэлем Макроном Джо Байден вновь призвал к прекращению огня:
«Прежде чем я начну свое выступление, я хочу повторить слова президента Макрона, приветствовавшего спасение заложников, которые были возвращены своим семьям в Израиле в безопасности. Мы не прекратим работу, пока все заложники не вернутся домой и не будет достигнуто прекращение огня. Необходимо, чтобы это произошло».
Читайте также Байден «предложил» Нетаньяху уйти с миромОперация тем временем подверглась резкой критике со стороны мирового сообщества. Рейд был проведен в дневное время. Это довольно необычно, однако, по словам представителей Армии обороны Израиля, это позволило военным использовать элемент внезапности. Спецназовцы одновременно штурмовали две жилые квартиры в лагере беженцев «Нусейрат», где под охраной содержались заложники. Прорвавшись внутрь, израильские коммандос освободили заложников и погрузили их в военные машины на улице, где столкнулись с ожесточенным сопротивлением палестинских боевиков.
Это была сложная и рискованная миссия, основанная на точной разведке, проведенная при свете дня в двух отдельных зданиях глубоко внутри Сектора Газа. Под обстрелом, под обстрелом внутри зданий, под обстрелом по дороге, на выходе из Сектора Газа, наши силы спасали наших заложников», – заявил представитель Армии обороны Израиля Даниэль Хагари.
Несмотря на успех военных, освободивших четырех сограждан, ЦАХАЛ обвиняют в огромном количестве «сопутствующих жертв» среди мирных палестинцев. Министерство здравоохранения Газы, находящееся под контролем ХАМАСа, утверждает, что в результате израильского рейда погибли 274 человека, включая детей. Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас призвал срочно провести заседание Совета Безопасности ООН в связи с тем, что он назвал «кровавой резней, которую осуществили израильские силы». В Израиле считают цифры чрезмерно завышенными. Тем не менее глава внешнеполитического ведомства Европейского союза Жозеп Боррель осудил операцию ЦАХАЛа «самым решительным образом»:
«Сообщения из Газы об очередной массовой резне мирных жителей ужасают. Мы осуждаем это самым решительным образом. Кровопролитие должно прекратиться немедленно».
А генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш добавил израильских военных в глобальный список преступников, совершивших преступления в отношении детей. Постпред Израиля при Всемирной организации Гилад Эрдан назвал это решение «позорным»:
«Я крайне шокирован и возмущен этим позорным решением Генерального секретаря. Вы знаете, что армия Израиля – самая моральная армия в мире. Так что это аморальное решение только поможет террористам и вознаградит ХАМАС. И я должен вам сказать, что единственный, кто сегодня занесен в черный список, – это генеральный секретарь, чьи решения с начала войны и даже раньше поощряют террористов и стимулируют их использовать детей для террористических актов. И теперь ХАМАС будет продолжать еще больше использовать школы и больницы, потому что это решение, позорное решение генерального секретаря, только даст ХАМАСу надежду на выживание и только продлит войну и продлит ему позор».
Вашингтон между тем продолжает настаивать: Израиль должен «действовать по-другому», чтобы избежать гибели невинных людей в Газе. И уход Ганца и других центристов может быть использован для усиления давления на Нетаньяху. Его кабинет, а следовательно и официальная позиция, больше не представляет весь Израиль. Во всяком случае для мирового сообщества.
«Мы обеспокоены гибелью каждого человека, в том числе в ходе последней операции по спасению заложников. Мы, конечно, обеспокоены. Вот почему мы хотим, чтобы эта война закончилась. Единственный способ вывести всех заложников и положить конец дальнейшим жертвам среди гражданского населения в секторе Газа – это прийти ко всеобъемлющему соглашению о прекращении огня. Это не отдельные вопросы. Именно это изложил президент Байден, и это та позиция, которую он усиливает сегодня», – заявил советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан.
Читайте также Израиль испытывает стратегическое терпение ВашингтонаПри этом США также настаивают: план, озвученный президентом Байденом, написан в Израиле, следовательно, Израиль по факту уже на него согласен, несмотря на двусмысленную позицию, занятую премьер-министром Нетаньяху, который испытывает давление и со стороны соратников по правящей коалиции. Сейчас Вашингтон сосредоточил усилия на том, чтобы сделку принял ХАМАС.
Госсекретарь США Энтони Блинкен вновь попытается убедить посредников оказать давление на лидеров террористической группировки. Встречи в Египте с президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси, а затем в Израиле с премьер-министром Беньямином Нетаньяху и министром обороны Йоавом Галантом, по замыслу Вашингтона, должны приблизить долгожданную сделку:
«Мое послание правительствам и людям всего региона таково: если вы хотите прекращения огня, надавите на ХАМАС, чтобы он сказал да. Если вы хотите облегчить ужасные страдания палестинцев в Секторе Газа, надавите на ХАМАС, чтобы он сказал да. Если вы хотите вернуть всех заложников домой, надавите на ХАМАС, чтобы он сказал да. Если вы хотите поставить израильтян и палестинцев на путь более прочного мира и безопасности… если вы хотите предотвратить распространение этого конфликта, надавите на ХАМАС, чтобы он сказал да».
По словам госсекретаря, после того, как Израиль передал США трехэтапный план урегулирования, единственной стороной, которая все еще отказывается от завершения конфликта, остается ХАМАС. По мнению аналитиков, такой формулировкой Вашингтон убивает сразу двух зайцев – делает ХАМАС ответственным за возможные дальнейшие жертвы и практически не оставляет Биньямину Нетаньяху пространство для внутриполитического маневра.