В этот раз многое было впервые. Впервые с начала века Дзамболат Тедеев был легализован в политическом поле республики и получил возможность презентовать себя и вести агитацию от своего имени, а не уговаривать избирателей поддержать одну из кандидатур.
Тедеев впервые заявил о своих политических амбициях перед президентскими выборами 2001 года. Но Людвиг Чибиров не допустил его к выборам из-за несоответствия требованию ценза оседлости.
Тогда он попытался поддержать кандидатуру Резо Хугаева (премьер-министр Южной Осетии в 1993-1994 годах и в 2001-2003 годах), но и его не допустили к выборам из-за нарушения ценза. После этого коалиция, в которую входил Дзамболат Тедеев, приняла решение поддержать Эдуарда Кокойты. С тех пор прошедшие выборы – это первый случай, когда Дзамболат Ильич был допущен к политической конкуренции. Причина столь длительного запрета объяснима: югоосетинские элиты его побаивались, а Москва не хотела иметь дело с плохо контролируемой, властной натурой.
Согласие на его участие в нынешних выборах – во многом вынужденная мера. Нужно было придумать силу, способную урезонить амбиции «Единой Осетии». Ни одна из партий на решение такой задачи не тянула.
Тедеев и объединившаяся с ним «Народная партия» с поставленной задачей справились именно так, как от них требовали организаторы избирательной кампании – они и «единороссов» остановили, и сами не победили. Все лавры достались тем, кому предназначались изначально.
Читайте также «Патриоты» стали «народниками» к предстоящим выборамЭксперты указывают, что результаты могли быть иными, если бы Дзамболат Тедеев провел предвыборную агитацию иначе. Он почему-то решил говорить с избирателями честно и прямо, без обтекаемых фраз. Он явно перепутал нынешних земляков с теми, какими они были в девяностые и в начале нулевых. После 2008 года общество стало патерналистским, оно более не терпит упреков в пассивности и неорганизованности. Люди годами наблюдают, как чиновники растаскивают российскую помощь, не обращая внимания на их нужды. Поэтому избиратели не упускают редкой возможности президентских и парламентских выборов, чтобы потребовать хоть что-то для себя, понимая, что после выборов они уже никому не нужны. Это не подкуп кандидатов, это шантаж избирателей.
Был такой случай: женщина попросила денег на лекарства, Тедеев дал ей десять тысяч, а в ответ женщина бросила ему, что ей нужно сто двадцать тысяч и ушла недовольная. По сути, Тедеев заплатил, чтобы она проголосовала против него.
Когда Тедеева попросили установить новые качели, он пообещал людям добавить недостающую сумму, если они сбросятся по тысяче рублей. Иными словами: покажите, что вы общество, чтобы вы готовы сообща предпринимать усилия для решения общих проблем, и я с удовольствием вам помогу…
В свое время общественник Лира Цховребова на копеечные гранты решала насущные для селений задачи именно за счет того, что люди могли объединяться и трудиться сообща. Теперь подобные предложения воспринимаются едва ли не как оскорбление. Людей можно понять. К примеру, в Ленингорском районе с октября прошлого года полтора десятка учеников из отдаленных деревень не посещали расположенную в райцентре школу из-за того, что у местной администрации не было средств на ремонт школьного микроавтобуса. Но в то же время на предвыборную кампанию кандидата от «Ныхас» Зазы Дрияева деньги нашлись – чтобы резать телят и закатывать агитационные пиры в каждом селении округа, на автобусы, чтобы привезти в Ленингор почти полтысячи избирателей из Северной Осетии, накрыть для них столы… В этом перевернутом мире вы больше не можете упрекать людей в бездеятельности. Дзамболат Тедеев этого не учел и отпугнул от себя избирателя, который ушел от него к более галантным оппонентам.
Читайте также Лира Козаева: «Там я агент КГБ, а здесь – Госдепа»Анатолий Бибилов таких ошибок не допустил. Он в самых деликатных тонах напоминал избирателям, скольким он помог, будучи президентом, и обещал помогать дальше… Никакого моралите.
Кстати, эти выборы показали, что «Единая Осетия» – это прежде всего Анатолий Бибилов. Его лидерство невозможно передать, просто похлопав по плечу преемника. Наблюдатели указывают, что результаты партии могли быть куда хуже, если бы Анатолий Ильич не приехал из Л/ДНР в последние дни перед выборами. Ему пришлось заново обойти избирателей и, как утверждают спикеры, именно он спас неубедительную кампанию «Единой Осетии».
Что касается «Ныхас», то перед выборами спикеры уверенно говорили, что партия едва перешагнет 7-процентный барьер лишь благодаря административному ресурсу. Они явно недооценили этот ресурс.
Властям удалось то, чего до сих пор не удавалось никому – они выдали гражданство и привезли из Северной Осетии тысячи людей, прямо в районы, к избирательным урнам. Они смогли засекретить количество избирателей, чтобы ни у кого не возникло ненужных вопросов, чтобы снять претензии наблюдателей к приехавшим на участки издалека… Они дезориентировали конкурентов.
А фокус с исчезающими чернилами?! Самое потрясающее в этой афере не сами чернила, а то, как организаторы честного голосования смогли сделать так, чтобы они исчезли только на нужных бюллетенях, то есть поданных не в пользу «Ныхас». Не иначе, Копперфильд вступил в партию «порядочных людей»?
Главный вопрос, касающийся победы «Ныхас», связан не с партией-победительницей и президентом, организовавшими столь эффектную аферу на выборах. Вопрос к конкурентам: как они все это допустили и пропустили? В 2022 году Бибилову не удалось и 10% от того, что реализовал Гаглоев.
Читайте также «Партия порядочных людей» отжала большинство в югоосетинском парламентеСпикеры на этот вопрос разводят руками: все дело в том, говорят они, что «Ныхас» как основного конкурента никто не рассматривал и особого внимания на нее не обращал. Битва за парламент шла между «Народной партией» и «Единой Осетией». Единственный скандал, поднятый «бибиловцами» по поводу злоупотреблений со стороны «Ныхас» – это раздача паспортов беженцам из Церовани, но после заявления Алана Гаглоева, что граница с Грузией до 20 июня будет закрыта (то есть церованцы не смогут приехать в день голосования), конкуренты успокоились и больше на партию власти внимания не обращали. Другое дело, что впредь будут внимательнее, и на президентских выборах игра в наперстки больше не пройдет. Теперь кажется, будто это был отвлекающий маневр на юге, чтобы скрыть удар с севера.
Читайте также «Партия порядочных людей» отжала большинство в югоосетинском парламентеСпикеры убеждены, что без учета массового подвоза избирателей с севера после того, как Дзамбулат Тедеев отпугнул от себя избирателей и они ушли к его главному оппоненту, «Единая Осетия» набирала не менее 45% голосов.
Этот результат, убеждены эксперты, непременно будет засчитан Анатолию Бибилову российскими кураторами, у которых своя метода определения настоящих итогов голосования. И в этих реальных подсчетах, как утверждают инсайдеры, итог «Ныхас» вдвое меньше официального.
«Единая Осетия» – единственная в истории Южной Осетии бывшая партия власти, которая показала успешный результат после отставки ее лидера-президента. В этом смысле можно не сомневаться, что по итогам выборов политические позиции товарища Бибилова в Москве окрепли.
Что касается победы «Ныхас», то она не столь убедительная, как это кажется на первый взгляд. Из мажоритариев, официально выдвинутых партией, выиграли лишь четверо. Остальные предпочли как минимум не афишировать свою причастность к партии власти и заявили об этом лишь после победы. Примечательно, что двое из них победили на своих участках официальных кандидатов от «Ныхас». Это говорит об отношении кандидатов к партии и непрочном, ситуативном союзе вокруг «Ныхас». Для сравнения, на выборах 2019 года в семи одномандатных округах победили кандидаты, официально выдвинутые «Единой Осетией».
Читайте также Парламентские выборы. Гаглоев претендует на кураторский зачетЕще одна новизна нынешней избирательной кампании – ее сделали залетные «сограждане» с севера. За возможность растаможить иномарку по низким югоосетинским тарифам они готовы проголосовать за кого угодно. Им безразлично, с каким выбором останутся их так называемые братья с юга.
До сих пор в дни голосования во избежание всяких неприятностей закрывали границу с Грузией. Оказалось, нужно было закрывать на севере.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России