Оппозиция не соглашается с результатами парламентских выборов в Южной Осетии. «Народная партия» и «Единая Осетия» заявили, что у них украли по одному мандату в пользу лояльной к президенту Коммунистической партии при мошенническом подсчете голосов. Руководители Центризбиркома отказались подписывать итоговый протокол. В самом протоколе местный математик обнаружил 5 569 бюллетеней, происхождение которых невозможно объяснить.
Оппоненты власти заявляют, что ЦИК неправильно подсчитала голоса. При подведении итогов парламентских выборов Избирательная комиссия определяла набранные партиями проценты от числа действительных бюллетеней, не учитывая испорченные, то есть те, по которым невозможно определить волеизъявление голосовавшего.
Представитель «Единой Осетии» указал, что это противозаконно: итоги выборов определяются от общего числа проголосовавших, то есть опустивших бюллетени в урны для голосования, вне зависимости от того, правильно они заполнили их или нет.
В результате из-за 1 795 неучтенных испорченных бюллетеней (по данным ЦИК) количество проголосовавших уменьшилось с 23 663 до 21 868. За счет этого результаты партий немного выросли – буквально на доли процента. Для коммунистов, набравших по официальным данным 7,01%, этого достаточно, чтобы лишиться единственного мандата по пропорциональным спискам. По заявлению избирательного штаба «Единой Осетии», при правильном подсчете коммунисты должны получить 6,5% голосов – то есть они не проходят в парламент. Соответственно, настаивают избирательные штабы «Народной партии» и «Единой Осетии», эти два мандата должны быть распределены между ними, если подводить итоги голосования в соответствии с законом. По их подсчетам, «народники» должны получить четыре, а «единоосы» – семь мандатов по пропорциональным спискам.
«Требуем подсчета голосов методом, определенным Конституционным Законом Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» по статье 77 части 1, 2, 3, 4 и статье 79 части 1, 2, 3, в противном случае оставляем за собой право на публикацию всех протоколов УИК, а также обращение к народу о грубой фальсификации выборов», – говорится в заявлении «Единой Осетии».
Представитель «Единой Осетии» Алан Тадтаев выступил с заявлением, в котором охарактеризовал происходящее как «беззаконие с начала и до конца выборов» и обвинил комиссию в том, что там «хотят считать голоса не по закону, а по понятиям».
Ответом президента Гаглоева (очевидно, решения по выборам принимает он, а не ЦИК) можно считать опубликованный сегодня информагенством «Рес» список депутатов, избранных по единому избирательному округу. Из него следует, что партии «Единая Осетия» и «Ныхас» получают по шесть мандатов, коммунисты – два, «Народная партия» – три. Иными словами, президент игнорируют доводы оппозиции и предлагает несогласным обращаться в судебные инстанции.
В качестве доказательства тому, что Центризбирком принял решение под давлением, оппозиционный телеграм-канал «Чъребайы Хъæргæнæг» опубликовал снимки итогового протокола по распределению мандатов между партиями. Из пятнадцати членов ЦИК Южной Осетии пятеро его не подписали, включая председателя Эмилию Гагиеву и зампредседателя Гултамзе Гогичаеву. Такое в истории югоосетинских выборов впервые, и, убеждены спикеры, нет сомнений, что члены избирательной комиссии находятся под давлением.
«Что там вообще происходит, почему молчат все?!», – задается вопросам телеграм-канал.
Телеграм-канал «Единой Осетии» выразился более определенно: «Выражаем надежду, что нездоровые силы не будут оказывать незаконное давление на членов Центризбиркома и не приведут Республику к противостоянию».
Алан Тадтаев заявил о намерении «Единой Осетии» судиться с Центризбиркомом.
«Народная партия» в суд решила не обращаться. Как сообщила «Сапе» юрист штаба Фатима Гатагонова, они считают это бессмысленным.
Очевидно, разные решения связаны с различным взглядом на ситуацию. «Народники» исходят из того, что Верховный суд – карманный, и искать в нем справедливости – пустая трата времени и сил. На это указывают и попытки трех партий, «За справедливость», «Ирон» и «Партии развития», обжаловать решение ЦИК об отстранении их от выборов.
В суде истцы продемонстрировали абсурдность аргументации избиркома. Судьи, если исходить из их реплик, с доводами согласились, но к выборам партии все равно не допустили.
«Единая Осетия» не может не понимать бесперспективность иска, но, очевидно, исходит из других соображений. Она намерена вытащить на свет все нарушения и принудить каждую государственную инстанцию выразить свое отношение. По сути, это будет означать делегитимизацию в глазах общества и партии власти и ЦИК, и Верховного суда, и президента как главного зачинщика нарушений.
Партия будет разбираться в суде с голосованием на владикавказском избирательном участке, где в кабины для голосования людям подсунули ручки с исчезающими чернилами. В результате на 733 бюллетенях исчезли галочки избирателей. По окончании голосования ручки были изъяты сотрудниками МВД.
«Единая Осетия» укажет – уже указывает – и на противозаконную раздачу паспортов в обмен на голосование за «Ныхас» (счет принятых в гражданство накануне выборов идет на тысячи), и на массовый завоз граждан, не проживающих на территории республики, и на массовые прописки «северян» в сельской местности и так называемые «резиновые квартиры» в Цхинвале, где было обнаружено от 30 до 50 прописанных человек.
Читайте также Электоральные ресурсы оппозиции попали под сокращениеВсе это надо будет как-то объяснять истцам, суду и, самое главное, общественному мнению.
После такой демонстрации вероломства власти легитимным остается лишь парламентское оппозиционное меньшинство. Нетрудно представить, как оппозиция будет выстраивать политический дискурс в оставшиеся до президентских выборов три года: от имени народа против узурпаторов власти!
Другая сторона этой истории – демонстрация кураторам, что президент Гаглоев не справился с главным условием Москвы: проведение избирательной кампании без эксцессов.
Читайте также Парламентские выборы. Гаглоев претендует на кураторский зачетУроженец республики из Владикавказа, кандидат физико-математических наук Сослан Табуев и вовсе превратил избирательную кампанию в скверный анекдот. Он пересчитал цифры, указанные в итоговом протоколе, обнаружил там целый ряд нестыковок и поставил под сомнение результаты выборов в парламент. Свои доводы он опубликовал на личной странице в Facebook.
По словам ученого, итоговый протокол ставит под сомнение весь процесс голосования и подсчета бюллетеней на парламентских выборах.
Согласно ЦИК, в помещениях для голосования было выдано 20 033 бюллетеня, а в урнах было найдено 22 983 бюллетеня. Вопрос математика: откуда в урнах взялись лишние 2 950 бюллетеней?
Согласно ЦИК, УИК-ам выдано 33 919 бюллетеней, из них 20 033 – в помещениях для голосования, 654 вне помещений для голосования, 15 825 погашено. Вопрос: как общее число бюллетеней стало больше на 2 593?
В переносных урнах найдено 680 бюллетеней, в стационарных 22 983, погашено 15 825, получается всего 39 488 бюллетеней. При этом УИК-ами получено 33 919 бюллетеней. Откуда взялись 5 569 бюллетеней?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России