Откажется ли Абхазия от должности премьер-министра?

Вот уже несколько недель в парламенте Абхазии готовятся к рассмотрению конституционных поправок «О законодательной и исполнительной власти». Они предусматривают упразднение Кабмина, а значит, должностей премьер-министра и вице-премьеров. При этом среди депутатов и в обществе звучат разные, часто противоположные мнения об указанной реформе.

В парламенте высказывались сомнения по поводу предложения об упразднении Кабинета министров как коллегиального органа исполнительной власти республики и, соответственно, ликвидации должностей премьер-министра и вице-премьеров. В качестве аргумента в поддержку идеи упразднения Кабмина члены комиссии по конституционной реформе, участвовавшие в слушаниях, привели факты дублирования полномочий аппарата Кабинета министров и Администрации президента. В абхазском сегменте Фейсбука подавляющее большинство комментаторов с возмущением восприняло это как продолжение политики президента по сосредоточению власти в своих руках.

Читайте также «Кольцо всевластья» Аслана Бжания


Но абхазский блогер Марат Аршба выступил с альтернативным мнением:

«Должность премьера и кабинет министров – это атавизм, ненужная должность и лишняя структура в президентской системе! Классической моделью президентской системы государственного правления считаются США, где она и была впервые в мире создана в 1787 году в результате принятия Конституции. В этой модели функция формирования правительства принадлежит президенту. Поэтому правительство в США так и называется – Администрация президента. Чтобы быть последовательным в своей деятельности по реализации административных реформ системы государственного правления к чисто президентской, необходимо ликвидировать Кабинет министров и передать все его функции Администрации президента, а функции министерств – соответствующим управлениям АП».

Что касается доводов, то они у Аршба таковы:

«Рациональность такого шага обусловлена двумя причинами:1) в этом случае в Абхазии, как во всех цивилизованных государствах, будет одно центральное правительство; 2) орган, который вырабатывает решения, станет за них и отвечать. Но ведь в США нет министров и министерств. Это у нас пишут, например, министр обороны США и министерство обороны США, а в оригинале эта должность называется Secretary of Defense (секретарь обороны), а это ведомство – Department of Defense (департамент обороны). Так и со всеми прочими американскими «министрами» и «министерствами». Единственный более-менее правильный перевод должности в правительстве США и правительственного ведомства – это государственный секретарь (Secretary of State) и государственный департамент (Department of State). Потому в контексте классической модели государственного правления будет вполне нормально, что руководители отраслевых структур исполнительной власти будут называться не министрами, а руководителями управлений, а сами структуры – не министерствами, а управлениями администрации президента. Но самое главное в таком преобразовании заключается в том, что будет ликвидирована должность премьер-министра, ибо в классической модели президентского правления правительство не только фактически, но и номинально возглавляет президент. Президент выступает в трех лицах: глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства. Описанное выше преобразование исполнительной власти полностью отвечает духу административной реформы: во-первых, значительно сократится административный аппарат; во-вторых, ликвидируется дублирование исполнительных структур; в-третьих, повысится ответственность за принятие правительственных решений и их претворение в жизнь. Административная система должна быть, в первую очередь, быстроадаптивна, высокоэффективна, без дублирующих и тяжеловесных бюрократических структур. А с учетом перехода на электронный документооборот и цифровую подпись и перехода на цифровизацию экономики и электронных госуслуг, с таким решением эффективность государственного управления возрастет в разы!»

Читайте также Адгур Ардзинба: «Упразднить должность премьера, потому что она стала предметом торга»

Интернет-комментарии к посту были разнообразными:

Альберт Аламиа: «В принципе, так и должно быть».

Фокс Чех: «Вы, как всегда, правы, или почти всегда».

Николай Стороженко: «Ситуация, когда каждое министерство в правительстве дублируется аналогичным отделом в администрации президента, позволяет пристроить к различным должностям в два раза больше родственников или людей, которые помогали во время выборов)) Как с этим быть?»

Нелли Торчуа: «Эксперименты – это, конечно, хорошо... Но в чем экономия, и кто окажется во главе управлений? Профессионалы или просто преданные главе государства политики?»

Читайте также «Есть огромная армия чиновников, которая должна была бы работать и что-то делать»

Есть в Абхазии и предыстория этого вопроса, о которой не все помнят. Любопытно, что впервые эта идея публично прозвучала из уст нынешнего премьер-министра Александра Анкваба более десяти лет назад, когда в бытность президентом он выступал с посланием парламенту. Тогда это было весьма неожиданно, мотивировка была та же – желание избежать дублирования. Но дальнейшего развития идея в силу известных причин не получила.

Как правило, оба основных политических лагеря в Абхазии, двигаясь к власти, декларировали намерение провести конституционные реформы, чтобы, прежде всего, глава государства поделился полномочиями. Но после прихода к власти это намерение куда-то испарялось. Да, создавались соответствующие комиссии, но дело ничем не заканчивалось.

9 октября 2020 года президент Абхазии Аслан Бжания подписал указ о создании комиссии по конституционной реформе. Большинство ее членов выступали за ликвидацию должности премьер-министра.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях