Нападение боевиков в Дагестане, в результате которого погибли два десятка человек, вновь подняло вопрос роста радикального ислама на Северном Кавказе. Пока в Москве старательно пытаются перевести стрелки на Украину и Запад, выясняется, что почти все нападавшие – родственники местных высокопоставленных чиновников. Эксперты предупреждают: радикальный ислам глубоко проник не только в общество, но и в его элиту. Настойчивое же стремление Москвы найти виновных среди внешних врагов делает невозможным эффективное противодействие реальной угрозе.
По меньшей мере 19 погибших – печальный итог стрельбы в дагестанских городах Дербент и Махачкала. Большинство, 15 человек – сотрудники правоохранительных органов, еще четверо – гражданские, в том числе настоятель православного храма. 23 июня боевики (российские власти квалифицировали атаку как теракт) напали на полицейских, синагогу и церкви. В результате силовикам удалось ликвидировать пятерых злоумышленников. Трое были убиты в Махачкале, двое – в Дербенте. Перестрелки продолжались до поздней ночи. Лишь в понедельник утром в Махачкале и Дербенте отменили режим контртеррористической операции. В Дагестане объявлен трехдневный траур.
«В Следственном комитете РФ продолжается расследование уголовного дела о террористических актах в республике Дагестан. 23 июня участники организованной группы совершили нападения на религиозные здания, расположенные в Махачкале и Дербенте. Кроме того, соучастники обстреляли сотрудников правоохранительных органов. По предварительным данным, погибли 15 правоохранителей, а также четыре гражданских лица, в том числе православный священник. В ходе пресечения преступных действий ликвидированы пять лиц, причастных к нападениям. Их личности установлены. Кроме того, следствием устанавливаются иные лица, причастные к совершению преступлений», – заявили в Следственном комитете России.
Читайте также В Дагестане в результате нападений погибли 15 полицейскихВ Дербенте боевики напали на храм Покрова Пресвятой Богородицы на улице Ленина и синагогу Келе-Нумаз на улице Таги-Заде. Погиб настоятель церкви, протоиерей Николай Котельников, ему перерезали горло на глазах у жены. Аналогичные нападения произошли в Махачкале.
Примечательно, что трое убитых нападавших опознаны – это сыновья и племянник главы Сергокалинского района Дагестана Магомеда Омарова. Сам чиновник задержан, а правящая партия «Единая Россия» спешно исключила его из своих рядов. Посмертно лишили партбилета и племянника Омарова Али Закаригаева. Он до 2021 года возглавлял районное отделение «Справедливой России». Дагестанские телеграм-каналы также пишут, что среди ликвидированных злоумышленников – Гаджимурад Кагиров, бывший боец клуба Eagles MMA, принадлежащего экс-чемпиону UFC Хабибу Нурмагомедову. Последний отреагировал на теракт сдержано:
«Берегите себя и своих близких, и пусть каждый посмотрит вокруг себя и вокруг своих детей, с кем они общаются и кто их окружение. Воспитание душ важнее, чем воспитание тел».
Подобная реакция не прошла незамеченной. Некоторые провоенные блогеры обвинили «новых кумиров молодежи» Северного Кавказа во вновь начавшем поднимать голову религиозном терроризме.
«Постепенно псевдоислам в его пещерных проявлениях начал возвращаться в республику. На этот раз его принесли не арабские эмиссары, а «лидеры мнений», кумиры молодежи. Блогеры с миллионными аудиториями, звезды борьбы, бойцы ММА. В соцсетях они выставляли напоказ свою религиозность, заразив этим поклонников. Вот только с традиционным исламом это увлечение имело мало общего. Оно превратилось в нечто субкультурное, в противопоставление традиционному вековому укладу этого региона», – пишет так называемый «военкор» Александр Коц.
Проявления религиозного радикализма в Дагестане, действительно, становятся нередким явлением. Так, в октябре прошлого года в аэропорту Махачкалы произошли беспорядки, связанные с войной Израиля против ХАМАС. Тогда агрессивная толпа ворвалась в здание аэровокзала и на летное поле, куда прибыл рейс из Тель-Авива. А местные «лидеры мнений», в том числе популярные спортсмены, призывали простить нападавших.
Читайте также Москва взяла в Махачкале западный следВпрочем, главными виновниками российские власти традиционно поспешили выставить «коллективный Запад» и Украину. Сам Владимир Путин, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, никаких выступлений по этому поводу не планирует. Однако заместитель председателя российского Совбеза и по совместительству главный московский ястреб Дмитрий Медведев поспешил объединить воскресную ракетную атаку на Севастополь и теракты в Дагестане в одно целое.
«Все случившееся – не военные действия, а подлый и гнусный теракт против нашего народа, совершенный в православный праздник. Как и резня в Дагестане, которую устроили экстремисты. Поэтому теперь все они – американские власти, бандеровский режим и безумные фанатики – ничем для нас не отличаются».
Впрочем, нашлись и те, кто считает иначе. В соцсетях резонанс вызвал комментарий Дмитрия Рогозина, который призвал в этот раз не связывать стрельбу на Северном Кавказе с Украиной и западными странами.
«Депутат Госдумы от Дагестана Гаджиев считает, что за терактом в его республике стоят спецслужбы Украины и стран НАТО. А я считаю, что если мы каждый теракт, замешанный на национальной и религиозной нетерпимости, ненависти и русофобии, будем списывать на происки Украины и НАТО, то этот розовый туман приведет нас к большим проблемам. В чужом глазу соринку видим, в своем – бревна не разглядим. А пора бы», – написал бывший глава Роскосмоса в социальной сети ВК.
Напомним, и Владимир Путин, и российские силовики ранее заявляли о причастности украинских спецслужб к нападению радикальных исламистов на московский «Крокус Сити Холл» в апреле этого года. Впрочем, доказательств так и не было представлено.
Аналитики между тем опасаются, что нападение боевиков в Дагестане спустя всего несколько месяцев после теракта в московском концертном зале грозит тем, что Россия может столкнуться с волной насилия со стороны религиозных экстремистов. По славам экспертов, «Исламское государство», взявшее на себя ответственность за теракт в «Крокусе» – несмотря на все попытки Москвы перевести стрелки на Украину, – становится все более активным. А то, что среди участников нынешнего нападения в Дагестане оказались родственники местного высокопоставленного чиновника, говорит о том, что радикальный ислам глубоко проник не только в общество, но и в его элиту.
Читайте также Путин навязал своим спецслужбам «украинский след» в «Крокусе»Настойчивое же стремление России свалить вину на Украину и ее союзников делает невозможным эффективное противодействие реальной угрозе исламского радикализма.