Расширение списка подлежащих аресту высших российских руководителей, а также явно настроенный на дальнейшую поддержку Украины будущий генсек НАТО неизбежно повысят градус эскалации между Москвой и Западом. В Кремле в ответ вновь грозят эскалацией вплоть до прямого «столкновения ядерных держав». Но Запад, похоже, все меньше обращает внимание на ядерную риторику Москвы. Вашингтон в шаге от отмены очередной красной линии.
В преддверии юбилейного саммита НАТО ставки в российско-украинском конфликте повышаются. Ордер на арест бывшего министра обороны Сергея Шойгу и начальника Генштаба Валерия Герасимова, выданный Международным уголовным судом, вызвали раздражение Москвы. В российском Совбезе, секретарем которого сейчас является Шойгу, назвали решение МУС «ничтожным».
«Это сотрясание воздуха, поскольку юрисдикция МУС не распространяется на Россию, и принято в рамках гибридной войны Запада против нашей страны».
«Абсурдным» считают этот шаг и в Кремле. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва не признает обвинения против двух высших военачальников в том, что удары, наносимые российскими войсками по территории Украины, были направлены против гражданского населения, а значит, имеют признаки военного преступления и преступлений против человечности.
«Мы считаем их достаточно абсурдными, как и прошлые два ордера, которые касались главы государства и нашего детского омбудсмена. Мы не признаем юрисдикцию этого суда, не являемся членами соответствующего статута. Соответственно, мы не признаем эти ордеры».
Читайте также ЕС готовится к обороне, МУС атакует25 июня досудебная палата МУС выдала ордеры на арест Шойгу и Герасимова в связи с ударами по украинским энергетическим объектам, которые начались осенью 2022 года. А 17 марта 2023 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Путина и детского омбудсмена Львовой-Беловой. Путин и Львова-Белова предположительно несут ответственность за военное преступление в форме незаконной депортации населения (детей) и незаконного перемещения населения (детей) с оккупированных территорий Украины в Российскую Федерацию, говорилось в заявлении МУС.
Тем не менее, ответ Москвы не ограничился лишь отказом в признании юрисдикции Международного уголовного суда. Россия вновь попыталась разыграть «ядерную карту». Замглавы МИД Сергей Рябков заявил, что риски прямого вооруженного столкновения ядерных держав как никогда высоки:
«Ситуация нынешняя не имеет легких решений и легких выходов. Вы правы в недооценке нашими западными противниками готовности России постоять за себя и обеспечить в любой ситуации собственные интересы. Не хочется предполагать даже, что эта недооценка может иметь трагический, фатальный характер».
Тем не менее ядерная риторика Москвы и ее непрекращающиеся «предупреждения» о риске прямого столкновения между Россией и Западом уже не вызывают столь серьезную озабоченность последнего, как в начале конфликта.
Читайте также Путин вспомнил корейскую войнуТак, телекомпания CNN со ссылкой на свои источники сообщает, что администрация президента США Джо Байдена склоняется к отмене запрета на работу американских военных подрядчиков в Украине. Это еще одна красная линия, которой все эти два с лишним года придерживался Вашингтон. Байден настаивал, что все американцы, а особенно военнослужащие, должны держаться как можно дальше от линии фронта, чтобы не провоцировать эскалацию со стороны Москвы. Это привело к тому, что поврежденную в боях американскую технику приходится вывозить для ремонта в Польшу, Румынию и другие страны, что занимает много времени. Разрешение же на работу американских специалистов поможет обслуживать и ремонтировать предоставленные США вооружения непосредственно в Украине – в случае, если Белый дом все же примет такое решение.
При этом источники в Пентагоне сообщили CNN, что если решение будет принято, оно начнет действовать уже в 2024 году. Тогда Министерство обороны США сможет предоставлять своим подрядчикам контракты на работу в Украине. Аналитики предполагают, что одной из американских систем, которые, вероятно, потребуют регулярного технического обслуживания, станут истребители F-16 – их Украина должна получить в нынешнем году. Впрочем, изменение политики Вашингтона вряд ли приведет к такому же присутствию американских подрядчиков в Украине, как это было в Ираке и Афганистане. Вероятно, в стране будут одновременно работать от нескольких десятков до нескольких сотен различных специалистов.
Читайте также Оружие дальнего действия и далеко идущих последствийЕще одно решение, которое вряд ли пришлось по душе Кремлю, – одобрение кандидатуры бывшего премьер-министра Нидерландов Марка Рютте на пост нового генсека НАТО. После того, как на прошлой неделе единственный конкурент Рютте, президент Румынии Клаус Йоханнис, снял свою кандидатуру, этот шаг стал скорее формальностью – но формальностью тем не менее знаковой. Рютте считается преданным сторонником оказания военной помощи Украине. Под его руководством Нидерланды стали одним из ведущих партнеров Киева среди западных стран.
«Мы должны остановить российскую агрессию, агрессию Путина. Вместе с нашими партнерами и союзниками, едиными, решительными, солидарными. Это единственный путь», – заявил Рютте 28 февраля 2022 года, спустя всего 4 дня после полномасштабного российского вторжения в Украину. С тех пор уже бывший голландский премьер не изменил своей позиции.
Читайте также НАТО хочет мира, но готовится к войне с Россией
Впрочем, Рютте также сторонник дипломатического урегулирования российско-украинского конфликта. Выступая на организованном по инициативе украинского президента Владимира Зеленского Саммите мира в Швейцарии в середине июня, он выразил сожаление, что российский лидер Владимир Путин не присутствовал за столом переговоров. И даже обратился к главе Кремля заочно:
«Многие за этим столом говорили, что Россия должна была быть здесь сегодня, и я полностью согласен, вы должны были быть здесь. Нам нужно, чтобы Россия участвовала, но сегодня мы убедительно говорим о том, что мир возможен только в том случае, если Россия будет соблюдать основные правила и ценности, которые применимы ко всем нам».
На посту генсека НАТО Рютте сменит Йенса Столтенберга, срок полномочий которого истекает 30 сентября. Нынешний руководитель Североатлантического альянса должен был покинуть должность еще год назад, но его полномочия были продлены после того, как его предполагавшийся преемник, тогдашний министр обороны Британии Бен Уоллес, снял свою кандидатуру, не получив, как сообщалось, одобрения со стороны Вашингтона.
Но следует также учитывать, что 57-летний Рютте займет пост в сложной обстановке неопределенности относительно объемов дальнейшей военной помощи со стороны США, особенно в преддверии ноябрьских президентских выборов.