Авиакатастрофа самолета ВВС Грузии Су-25, в результате которой погиб пилот воздушного командования Сил обороны подполковник Кахабер Зурабашвили, обрастает новыми подробностями. Начато расследование, свои первые соображения высказали эксперты.
Это первое крушение в Грузии самолетов такого типа в мирных условиях. Согласно официальным сводкам, штурмовик Су-25 упал вблизи военной базы в селе Дисвели Болнисского муниципалитета. Трагический инцидент произошел во время плановых военных учений, в которых была задействована авиационная составляющая. По информации Министерства обороны, погиб пилот Сил обороны Кахабер Зурабашвили.
По словам очевидцев, после взлета самолет выполнил несколько маневров, а затем примерно через две минуты загорелся и разбился.
«Сначала пошел дым ядовитого цвета. Самолет сделал круг по горизонтали, а затем неожиданно пошел вертикально вверх. Меня это удивило, до этого они никогда не делали такого маневра. Затем он снизился, сделал небольшой круг, и во второй раз взлетел в небо так глубоко, что затерялся. Затем он стал плавно снижаться, и где-то на высоте на 100 метров взорвался на горизонте, мы увидели вспышку и пожар. До нашего приезда приехали военные и машины скорой помощи», – рассказал очевидец.
По информации генпрокуратуры, следственные мероприятия проводились в течение всей ночи.
«На данном этапе части самолета идентифицированы и черный ящик найден. Тело погибшего пилота доставлено в прозектуру», – говорится в сообщении.
Согласно неофициальной информации, до трагического инцидента в ВВС Грузии было 24 учебных и боевых самолета различных модификаций, в том числе восемь штурмовиков местного производства Су-25 КМ, три учебно-боевых штурмовика Су-25 УБ, одиннадцать чешских учебно-боевых L-39 Albatros, два учебно-тренировочных L-29 Delfin, а также 54 вертолета различных моделей (двенадцать Ми-24 П, шесть Ми-24 В, один Ми-14, восемнадцать Ми-8, девять UH-1H «Ирокез», шесть Bell-212 и два Ми-2).
Специалисты считают, что говорить о версиях крушения преждевременно. Как написал в своем блоге главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили, штурмовики Су-25 хорошо зарекомендовали себя как в первые дни августовской войны 2008 года, так и во время вооруженного конфликта в Абхазии. Самолеты обладают функцией поддержки сухопутных войск, и с этой точки зрения, по его словам, потеря специалиста и борта плохо отразится на боеспособности армии:
«Во время абхазской войны российские войска совместно с местными сепаратистами сбили шесть наших штурмовиков. Во время гражданской войны [войск Госсовета с вооруженными формированиями экс-президента Звиада Гамсахурдия] мы потеряли еще один, второй Су-25 тоже был бы подбит с земли зенитной ракетой, но его опытный пилот не стал осуществлять катапультирование и все-таки посадил истребитель на аэродроме Копитнари [Кутаиси]».
Читайте также На темной стороне забытой войны
По словам эксперта, погибший Кахабер Зурабашвили был опытным пилотом и руководил обучением молодых пилотов на Су-25:
«26 мая, в День независимости Грузии, грузинские самолеты пролетели над столицей на малой высоте. Среди них был потерпевший крушение Су-25. Примечательно, что 21 сентября 2001 года в этом же районе также потерпел катастрофу реактивный учебно-тренировочный самолет типа L-29 «Дельфин», в результате которой погиб грузинский военный летчик капитан Давид Цховребадзе».
Пока неизвестно, проходил ли потерпевший катастрофу самолет модернизацию в Грузии. Напомним, за последние несколько лет грузинские специалисты ГНТЦ «Дельта» и АО «ТАМ Тбилавиамшени» модернизовали для ВВС Грузии 7 единиц боевых самолетов типа Су-25. Также велись работы по ремонту трех учебно-боевых летательных аппаратов типа L-39.
Читайте также Авиационный парк Минобороны Грузии пополнился Су-25
Началу последней модернизации самолетов в 2014 году предшествовал громкий скандал: намерение Министерства обороны продать стоящие на вооружении шесть штурмовиков Су-25 опротестовали как представители оппозиции, так и военные эксперты.
Военное ведомство тогда аргументировало свою позицию тем, что самолеты исчерпали свой ресурс и ремонту не подлежат. Вырученные от продажи самолетов средства Минобороны планировало направить на модернизацию вооруженных сил страны.
Доводы же специалистов сводились к тому, что ресурс фюзеляжей самолетов Су-25 составляет около 4000 часов, а двигателей – 500 часов. Но к тому времени данные экземпляры не налетали еще и половины этих значений, и их ремонт не был связан с большими трудностями. В результате Минобороны тогда отказалось от первоначальных планов.
Читайте также Минобороны Грузии подтверждает намерения продать самолеты Су-25Необходимо отметить, что все экземпляры грузинских Су-25 были собраны на Тбилисском авиационном заводе № 31. Всего с 1978 года на заводе серийно было собрано около 900 единиц разных модификаций Су-25.
В последние годы предприятие занимается ремонтом и модернизацией самолетов и вертолетов, производством запчастей для авиатехники, разработкой БПЛА и легких гражданских самолетов. Предприятие активно сотрудничает с израильскими, американскими, канадскими и британскими фирмами.
По сообщению Минобороны, в связи с крушением штурмовика начато расследование по статье 401 УК («Нарушение правил управления или эксплуатации летательных аппаратов»), что наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.