На праздничном приеме в посольстве США в честь Дня независимости грузинские СМИ попытались уточнить список попавших под санкции представителей грузинских властей, а также выявить детали, указывающие на изрядно испорченные отношения Тбилиси и Вашингтона из-за антизападной, и в частности антиамериканской риторики «Грузинской мечты». Многие обратили внимание на то, что в отличие от прежних лет на приеме не было всех лидеров правящей партии, а приглашенному премьер-министру Ираклию Кобахидзе возможность обратится к гостям, как это было раньше, не предоставили.
Кого пригласили на праздник, и что сказала посол США Робин Данниган? Это те вопросы, с которыми грузинские СМИ с прошлой ночи стараются установить степень напряженности между Тбилиси и Вашингтоном из-за политики «Грузинской мечты». Кто же из представителей власти все-таки попал под визовые ограничения США за подрыв демократии и принятие закона об «иноагентах»? Именно с такой формулировкой заявили о санкциях в Госдепе США в конце мая, так и не огласив список из 30 лиц, которые под них попали.
Читайте также Госдеп предупреждает. И предлагаетПредположение о том, что именно отсутствующие на приеме лидеры «Грузинской мечты» и состоят в санкционном списке, оказалось нежизнеспособным: на приеме не было и президента Саломе Зурабишвили. Она поздравила стратегического партнера с главным государственным праздником через соцсети. Официальную причину, почему президент не пришла на прием, не назвали.
Your browser doesn’t support HTML5
Среди отсутствующих были генсек «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе (в тбилисской мэрии заявили, что Каладзе нет в стране), министр МВД Вахтанг Гомелаури, глава СГБ Григол Лилуашвили, спикер парламента Шалва Папуашвили, лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе и глава парламентского комитета по юридическим вопросам Анри Оханашвили. По утверждению некоторых СМИ, двое последниэх, Мдинарадзе и Оханашвили, как ярые сторонники закона об «иноагентах» попали под визовые ограничения. Правда, Оханашвили двумя годами ранее во время аналогичного приема устроил драку с основателем ТВ «Пирвели» Вато Церетели, и есть предположения, что он был внесен в список нежелательных гостей после этого. Но как отметили журналисты, другие фигуранты той же потасовки на приеме все же присутствовали.
Попытки журналистов вычислить попавших под санкции чиновников провалились после того, как на приеме появились двое силовиков. Глава Центрального департамента криминальной полиции МВД Теймураз Купатадзе сообщил, что только что вернулся из США:
«Никакой информации о санкциях нет. Мы поддерживаем ежедневный контакт с представителями посольства США, а также с ФБР и провели с ними множество успешных операций. Я более двух десятков лет путешествую в США по служебными и личным целям, и никогда у меня не было проблем. Вот и сегодня я прилетел из США, час и сорок минут назад зашел домой, переоделся, чтобы прийти сюда и поздравить с праздником американский народ».
Читайте также В «Грузинской мечте» санкциям США не верятОпроверг визовые ограничение и глава Департамента патрульной полиции МВД Важа Сирадзе:
«Никаких санкций и ограничений ни к кому из сотрудников правоохранительных органов, включая меня лично, не применялось. Ни я, ни кто-либо из сотрудников правоохранительных органов официально не получали информацию об этом. У нас тесные связи и хорошие отношения с США и странами ЕС», – уверял Сирадзе журналистов.
Что сказала посол Данниган
За это время глава американского посольства Робин Данниган успела поздороваться практически со всеми гостями, которых было немало, и заняла трибуну, чтобы обратиться к гостям уже официально. Многие сочли, что она в своей речи провела параллели между американской и грузинской мечтой:
«Суть американской мечты – это вера в то, что если будешь жить в свободном обществе, работать и не жалеть усилий, то сможешь создать для своих детей и будущих поколений лучшую жизнь. Эта вера и оптимизм – суть американских устремлений. Я верю, что в этом же состоит и грузинское душевное устремление. Меня часто удивляет сходство грузин и американцев, когда дело касается оптимизма в отношении нашего будущего и будущего наших детей».
А следующий пассаж оппонентами было расценен как прямое послание правящей силе:
«Сегодня во многих местах в мире мы видим людей, которых пугает демократия. Видим тех, кто сеет страх вместо вдохновения и прогресса, и тех, кто предпочитает применение силы мирному сосуществованию».
Читайте также Американский акт «MEGOBARI» в «Мечте» приняли за шантажДругую часть речи посла посчитали ответом на антиамериканскую риторику «Грузинской мечты»:
«Соединенные Штаты желают Грузии только мира, благосостояния и независимости. Мы продолжим сотрудничество с каждым грузином, чтобы поддержать открытую и успешную Грузию, которая способна защитить себя. Мы поддержим систему образования и экономический рост Грузии. Мы подержим богатое культурное наследие и активное гражданское общество Грузии».
Наглядным проявлением того, что отношения США с грузинскими властями терпят не лучшие времена, стал тот факт, что в этот раз на праздничном мероприятии, приуроченном ко Дню независимости, премьер-министру не было предоставлено слово. Ираклий Кобахидзе через грузинских журналистов, а потом и через соцсети, поздравил американских партнеров с праздником. Своим же высказыванием на приеме он озадачил многих:
«Наше желание – чтобы произошла перезагрузка отношений. Было несколько лет, которые нанесли ущерб межгосударственным отношениям. Но я настроен оптимистично. Мы в режиме ожидания. Мы ждем встречных шагов в связи с этим».
Читайте также США – заклятый друг «Грузинской мечты»
На вопрос журналистов о том, каких именно шагов, Кобахидзе ответил:
«Не хочу вдаваться в конкретику, но думаю, что за ближайший год мы можем увидеть такие встречные шаги от наших партнеров, которые качественно оздоровят отношения, что так необходимо обеим странам. Я в это верю».
Оппоненты Кобахидзе и «Грузинской мечты» верят в другое
Паата Манджгаладзе, депутат «Стратегии Агмашенебели», тоже побывавший на приеме, сказал:
«Кобахидзе хочет перезагрузить отношения с США. Я скажу, что нет никаких шансов перезагрузки. «Грузинская мечта» продолжает российскую гибридную спецоперацию. Мы сами должны перезагрузить Грузию. Это означает, что режим, который противостоит Грузии на пути в Европу и США, надо отправить домой».
Читайте также Саломе Зурабишвили открыла дипломатический фронтНа выборы, а не на санкции западных партнеров делает ставку и депутат партии «Гахария за Грузию» Бека Лилуашвили:
«Главную санкцию грузинского народа я увидел на чествовании наших футболистов, когда там освистали Кобахидзе. Вот самая сильная санкция, которая принесет перемены. Никто за нас этого не сделает: ни санкции ЕС, ни санкции США. Это мы сами должны сделать на парламентских выборах 26 октября».
К вечеру появилось предположение, почему на нынешнем приеме не оказалось президента. Видимо, пишут СМИ, таким образом президент и посольство избежали демонстрации явного конфликта между партнерами, ведь по традиции на приеме ко Дню независимости к гостям посольства США обращаются и президент, и премьер-министр. А в этом году предоставить слово только президенту было бы нарушением протокола.
Эти подробности не очень беспокоят бывшего посла Грузии в США, ветерана грузинской дипломатии Тедо Джапаридзе. Его волнует общая картина, которая показывает, что отношения, выстроенные неимоверными усилиями за 32 года, рушатся на глазах:
«Мы все оцениваем в ключе внешнеполитического курса, что страна стремится к Европе, в евроатлантические структуры. Но мы почему-то не допускаем, что возможно это уже не так, что страна свернула с этого вектора. Я вижу, что внешнеполитический вектор изменился, и мы идем совсем в другом, в противоположном направлении. Я чувствую, знаю, что это уже не оценки риторики или необходимость перезагрузки, как сказал господин премьер-министр [Ираклий Кобахидзе]. Меняется политика, и не только по отношению к США, меняется внешняя политика нашей страны. Чем это вызвано, личностным фактором или другими обстоятельствами, – это следует изучить. Но внешняя политика изменилась», – сказал Тедо Джапаридзе в утренней программе грузинской службы Радио Свободы «Дилис саубреби».
Читайте также Кнуты и пряники. Почему Запад церемонится с «Грузинской мечтой»?Говоря о налаживании отношений с США, он поделился кулуарной информацией о том, на что рассчитывают в «Грузинской мечте»:
«Во властных политических кругах я слышал, как ждут победы Дональда Трампа на президентских выборах США. При этом обращают внимание на то, как Трамп общается с журналистами, как его не волнует ничего. То есть существует ожидание, что в случае победы Трампа у США этих претензий больше не будет. А степень демократии, права человека, свободу СМИ, все, за что нас критикуют, в кулуарах власти называют претензиями. Все это якобы Трампа не интересует. Все эти претензии исчезнут, и мы будем [вести себя] так, как мы хотим, вернемся к той формуле, которую предлагаем ЕС – примите нас такими, какие мы есть. Эти ваши рекомендации и условия, будет их 9, 12 или 32, нас не интересуют. Мы вот такие, и все».
Как опытный дипломат и академический знаток американской политики, Тедо Джапаридзе предостерегает «Грузинскую мечту», у зарождения которой он и сам был когда-то: кто бы не приходил ко власти в США, Вашингтон не меняет свою внешнюю политику. И не отказывается от тех демократических ценностей, на которых основываются США, и за которые ратуют за рубежом. Тедо Джапаридзе вспоминает слова Эдуарда Шеварднадзе о том, что если Грузия и выжила и сохранила независимость, то это благодаря помощи США, более 80% которой идут на формирование и усиление госструктур.
На что рассчитывает дипломат Джапаридзе, так это на активность гражданского общества и дипломатов, а также на то, что США, как вчера стало понятно из слов посла Данниган, пока не спешат в сердцах захлопнуть за собой дверь.