После 14 лет пребывания у власти правящая партия (тори) в шаге от сокрушительного поражения на выборах. Согласно опросам общественного мнения, нет никаких сомнений в том, что победят лейбористы. Вопрос лишь в том, удастся ли консерваторам сохранить лицо и остаться на втором месте в официальном статусе «королевской оппозиции», или впервые в истории его займет третья сила – либерал-демократы.
Британские консерваторы, судя по всему, заканчивают 14-летний цикл правления страной. Выборы, внезапно назначенные на 4 июля премьер-министром Риши Сунаком, сулят тори поражение. Причем довольно болезненное. Все опросы общественного мнения едины в одном: большинство в парламенте будет за лейбористами. Череда неудач – от провального «брекзита» из ЕС, не принесшего Великобритании ничего, кроме проблем, до пандемии СOVID-19 и явной неспособности быстро сменявших друг друга «партийных» премьеров изменить благосостояние сограждан к лучшему – предопределила результаты голосования еще до того, как открылись избирательные участки.
Читайте также Хуже, чем COVID? Британия может уйти из ЕС «по-английски»Придя к власти на волне мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, тори за без малого полтора десятка лет так и не смогли заставить экономику страны показать хоть сколько-нибудь значительный рост. А выход из ЕС и вовсе обрушил торговлю с крупнейшим и ближайшим рынком, сократил ассортимент и доступность товаров, повысил цены внутри страны, а заодно и усложнил жизнь британцам, которые торговали, работали, отдыхали или гастролировали в Евросоюзе.
Более того, выход из ЕС обострил проблему иммиграции. Новая миграционная политика тори впустила в страну сотни тысяч трудовых мигрантов для компенсации потери европейских рабочих рук после «брекзита». А еще сотни тысяч гонконгцев и украинцев из гуманитарных соображений.
Последние, к слову, в отличие от результатов выборов во Франции, могут быть относительно спокойны. Внешняя политика Лондона, во всяком случае в той части, которая касается российско-украинского конфликта, вряд ли претерпит существенные изменения. Лидер лейбористов Кир Стармер неоднократно заверял, что ничего не изменится. В частности, Британия выполнит обещание тратить не менее 3 млрд фунтов в год на военную помощь Украине.
«Да. Мы полностью солидарны с нынешним правительством в этом вопросе, и это правильно. И [если мы победим], я воспользуюсь саммитом НАТО на следующей неделе в Вашингтоне, чтобы призвать союзников, включая США, сделать то же самое», – заявил, в частности, Страмер в интервью изданию The Guardian.
Впрочем, по мнению экспертов, у будущего премьера (в этом никто не сомневается) просто не будет другого выбора. Согласно опросам, почти 80% британского электората симпатизируют Украине.
Однако новому правительству Соединенного Королевства придется работать в условиях растущей неопределенности. Особенно это касается намечающегося разворота вправо в ведущих странах ЕС (второй тур выборов во Франции совсем скоро, 7 июля), а также предстоящих выборов в США, где в Белый дом вполне может вернуться Дональд Трамп.
Читайте также Трамп готов принести в жертву НАТО и УкраинуК слову, на крайне правых европейцев равняется автор «брекзита» Найджел Фарадж, который в последние годы практически пропал из активной британской политики, предпочитая общество Дональда Трампа. Сейчас он вновь баллотируется в парламент от частной организации Reform UK. Несмотря на то, что подозрения в том, что она финансируется Кремлем, никогда не подтверждались, явные симпатии Фараджа к российскому президенту Владимиру Путину не добавляют ему любви британцев, но вполне могут сыграть на перспективу в случае дальнейшего разворота Европы вправо. Сам Фарадж продолжает считать Путина эффективным политиком, а войну в Украине – спровоцированной Западом.
«Я сказал, что он [Путин] мне не нравится… как человек, но я восхищался им как политическим игроком, поскольку он сумел взять под контроль управление Россией… Мне было очевидно, что расширение НАТО и Европейского Союза все дальше на восток давало этому человеку [Путину] повод сказать его российскому народу «Они опять идут на нас», и начать войну», – заявил Фаррадж в своей недавней беседе с ведущим ВВС Ником Робинсоном, который в последние недели проводил получасовые интервью с лидерами семи крупнейших политических партий страны.
Аналитики считают, что нынешние выборы для политиков вроде Фараджа – лишь прелюдия к следующим, 2029 года. Тогда британские ультрас смогут поглотить консерваторов (у которых, по всей видимости, отбирают часть голосов на нынешних выборах), захватить знамя королевской оппозиции и прорваться во власть.
«Да, лейбористы лидируют с гигантским отрывом. Но они не особо популярны. Если за первый срок у власти не будет существенных сдвигов, мне кажется, народ серьезно разочаруется в политиках в целом. До сих пор наша избирательная система побуждала людей голосовать за одну из двух крупных партий: власть или оппозицию. Но все меняется. Поэтому новые власти могут сколько угодно говорить, что реформы требуют времени, но боюсь, что к следующим выборам избиратели потребуют результатов, а если их не будет, они могут в целом потерять веру в демократию и избирательный процесс. Одного желания избирателей избавиться от консервативной партии и дать шанс оппозиции недостаточно, чтобы отвести угрозу крайне правого поворота уже на следующих выборах в 2029 году», – предупреждает глава исследовательского центра The UK in a Changing Europe Ананд Менон.
Время играет против потенциальных победителей нынешних выборов. Быстро исправить ситуацию в стране ни лейбористы, ни кто бы то ни было еще не смогут, так как лишних денег, чтобы залатать дыры в социальном обеспечении и других секторах, у Британии попросту нет. А чтобы их заработать, нужно заставить расти экономику, которая в последние годы показывает всего 1-1,5% роста в год по волне объективным причинам: последствия СOVID-а, «брекзита»», а также стареющее население и постоянно растущие расходы. И лидер лейбористов Кир Стармер признает, что у него нет «волшебной палочки».