Американцы не поняли хода Обамы

Бараку Обаме придется убеждать Америку в правильности ливийской стратегии США

Первая неделя воздушной кампании в Ливии завершилась символическим актом передачи Вашингтоном ответственности за ведение операции союзу НАТО. Администрация Барака Обамы заявляет, что это свидетельствует о том, что отныне роль Соединенных Штатов в дальнейших операциях в воздушном пространстве Ливии будет незначительной. Однако с каждым днем число критиков ливийской стратегии Белого дома заметно увеличивается.

Военная операция, по словам американских командующих, приносит ожидаемые результаты: ливийские системы противовоздушной обороны нейтрализованы, бесполетная зона над Ливией патрулируется, снята осада городов, осаждавшихся силами Каддафи. Однако американский политический истеблишмент и подавляющее число комментаторов рисуют в своем воображении другую картину: это продолжительная операция, которая, скорее всего, не приведет к успеху. Они задаются вопросом: как можно добиться успеха в военной кампании, цель которой не определена?

Президента критикуют и справа и слева. Его либеральные однопартийцы не узнают человека, за которого они голосовали на президентских выборах, ведь антивоенные лозунги кандидата Обамы добавили ему в свое время немало сторонников. А ныне видный демократ Деннис Кусинич призывает к импичменту президента за нарушение конституции и начало военной операции без санкции конгресса. Консервативные законодатели требуют от президента разъяснить стране свои намерения в Ливии.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Американцы не поняли хода Обамы





23 марта спикер палаты представителей Джон Бейнер обратился к президенту с открытым письмом, призывая его сформулировать цели операции, определить, что именно будет считаться успехом. "В действительности, короткие, порой противоречащие друг другу разъяснения, данные представителями вашей администрации американцам, оставили вне поля зрения принципиальные вопросы нашего участия в операции," – заявил Бейнер и посетовал на то, что Белый дом провел более обширные консультации с иностранными государствами, чем с американскими законодателями.

Пока критики не получили требуемых ответов от президента. Им ответил пресс-секретарь Белого дома Джей Карней:
Если бы президент Обама решил выждать, в то время, как появились многочисленные указания на готовность сил Каддафи начать атаку на Бенгази, если бы президент начал проводить обсуждения и консультации, то Бенгази бы пал, и погибло бы много людей


– В тот момент существовала необходимость неотложных действий. Если бы президент Обама решил выждать, в то время, как появились многочисленные указания на готовность сил Каддафи начать атаку на Бенгази, если бы президент начал проводить обсуждения и консультации, то Бенгази бы пал, и погибло бы много людей. Президент уверен в том, что он принял верное решение. Сейчас мы предпринимаем дейтсвия, цель которых – оказать давление на Каддафи и его окружение. Цель – чтобы или сам Каддафи, или те, кто вокруг него, решили, что Каддафи должен уйти, – заявил Джей Карней.

Решение президента воздержаться от комментариев хода военной операции удивляет многих, тем более, что согласно опросам общественного мнения, большинство американцев, так сказать, интуитивно поддерживает операцию, цель которой – защитить гражданское население от атак сил диктатора. Такое молчание противоречит американской традиции: президенты, отправляя солдат на выполнение боевых миссий, неизменно обращаются к стране, разъясняя цели и причины, заставившие президента пойти на этот шаг. В интервью телекомпании "Фокс" бывший помощник вице-президента Чейни Стивен Йейтс сказал:

– Президент как главнокомандующий ведет себя крайне необычно, посылая солдат на боевое задание, не объяснив американцам почему он это делает и каким образом эта миссия послужит национальным интересам. Президент должен объяснить каких перемен в Ливии хотят добиться Соединенные Штаты, как эта операция вписывается в ближневосточную стратегию Белого Дома, почему президент считает, что именно Муамар Каддафи из всех диктаторов региона утерял легитимность и должен уйти. Должны ли граждане других стран, желающие освободиться от своих диктаторов, рассчитывать на поддержку США? Это очевидные вопросы. Можно предположить, что президент не ответил на них потому что на них нет убедительных ответов, – считает Стивен Йейтс.

В действительности, ответы, которых ждут американцы есть, – уверен бывший помощник президента Клинтона Джош Блок:

– Я думаю, что существует замечательная возможность, которой Белый дом не воспользовался, президент должен напомнить американцам, что Соединенным Штатам принадлежит уникальная роль. США являются лидером свободного мира. Сам президент замечательно сказал в своей инаугурационной речи, что мы будем поддерживать друзей, противостоять врагу с тем, чтобы обеспечить торжество свободы и прав человека. Президент может объявить не только американцам, но и всему миру, что США и западные столицы готовы сделать, чтобы не дать деспотам повернуть вспять процесс демократических перемен в регионе, – заявил Джош Блок.

Пока первая неделя операции в Ливии обернулась для президента Обамы очевидными политическими потерями. Президент, вынужденный отдать приказ о начале военных действий под давлением обстоятельств, вопреки своему желанию обрел имидж нерешительного лидера в глазах подавляющего большинства участников опроса общественного мнения, проведенного информационным агентством "Рейтер". Защитники идеи ограниченного участия США в ливийском конфликте настаивают на том, что мудрость подхода президент будет очевидна в будущем. Белый дом объявил, что 28 марта президент выступит перед страной с речью о ливийской стратегии Соединенных Штатов.