«Жертвы» туристической зоны

Туристическая зона в Аджарии

ТБИЛИСИ---«Проблема защиты прав собственности в Грузии» - очередной доклад, подготовленный при поддержке фонда “Открытое общество – Грузия”. Над докладом работали четыре неправительственные организации - Ассоциация молодых юристов Грузии, "Зеленая альтернатива", “Региональные СМИ Грузии” и организация "Международная прозрачность - Грузия". Несмотря на то, что сегодня речь шла лишь о селе Гонио в Западной Грузии, жители которого стали своеобразными «жертвами» развития туристической зоны, авторы доклада говорят о том, что эта проблема типична для всей Грузии.

Четыре неправительственные организации утверждают, что пример жителей Гонио делает наглядным отношение государства к тем, кто оказался у него “на пути”, в осуществлении программ по развитию туризма. Согласно докладу, подготовленному этими организациями, за 271 семьей этого села на черноморском побережье близ Батуми сначала закрепили право собственности на землю, а потом ее конфисковали.

Авторы отчета считают, что корни проблемы уходят в 2007 год, когда жителям села Гонио передали в собственность земельные участки, за которыми из-за близости к древней крепости Гонио был закреплен статус культурного наследия. Поэтому госкомиссия по признанию собственности с самого начала не имела права передавать земельные участки в собственность этим семьям.

Как говорит один из авторов доклада, представитель «Международной прозрачности - Грузия» Эка Бокучава, это было сделано по приказу Михаила Саакашвили перед президентскими и внеочередными парламентскими выборами:


“А после этого сразу одним протоколом у 271 семьи конфисковали земельные участки. При этом не выдали компенсации. Некоторые продали квартиры, дома для того, чтобы построить там гостиницы. Некоторые уже начали строить дома, но их будут демонтировать. Эти люди серьезно пострадали. Пострадало и государство – земли раздавались в зоне культурного наследия. Люди начали их обрабатывать, что, по сути, запрещено”.

Комиссия по признанию права на имущество при Хелвачаурском муниципалитете, к которому относится и село Гонио - тот орган, который сперва раздавал разрешения на собственность, а затем отбирал. Руководитель комиссии Гоча Габрушидзе утверждает, что отбирать имущество у жителей Гонио с ноября 2010 стали по требованию Агентства культурного наследия, чтобы защитить статус прилежащих к крепости земель:

“При выдаче разрешения нужно было определить условия использования земли, чего не произошло. Решение, принятое при нарушении этой нормы, незаконно и аннулировано. Остальное должен выяснить суд”.

Тем не менее, у представителя Ассоциации молодых юристов Кахи Кожоридзе, ввиду печальной статистики, мало надежды на то, что суд примет решение в пользу этих людей:

“Опираясь на практику, могу подтвердить - в Верховном суде даже не обсуждают эти споры”.

Однако к суду обратилась лишь часть пострадавших. Как говорят правозащитники, у многих не было финансовых средств на судебные тяжбы, а некоторые, по неведению, просрочили дату подачи заявки. В то же время для многих эти земельные участки - единственный источник доходов.

Жители Гонио говорят:

- Дайте мне возможность жить как крестьянину. Почему вырываете изо рта кусок хлеба?

- Все 300 семей живут благодаря этой земле.

- Я умру с голоду, а кто-то приедет из-за границы и сядет тут. Лучше я обольюсь бензином и сожгу себя, чем буду смотреть, как дети голодают!

- Три года назад президент выдал нам землю, а теперь отнял. Хотел наши голоса? Придет время, и никто не даст голос!


Как пишут авторы доклада, проблема защиты права собственности в Грузии стала одной из самых насущных после объявления Сванетии, Анаклии, Гонио и других прилежащих к Черному морю территорий туристическими зонами, а также после начала осуществления крупномасштабных инфраструктурных проектов. С одной стороны, это вызвало рост интереса потенциальных инвесторов, а с другой стороны – повлекло за собой существенное ущемление интересов местного населения.

Как говорит эксперт по вопросам экономики Давид Нармания, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, одна из причин ухудшения бизнес-среды в Грузии - посягательство на собственность, а также беспорядок в судебной системе:

“Собственник не может до конца защитить свои интересы, что снижает рейтинг глобальной конкурентоспособности”, - говорит Давид Нармания.

Представителю правящей партии Гиги Церетели неизвестен конкретный случай с Гонио, однако политик отмечает, что в течение последнего времени в конституцию и некоторые законы внесли поправки, которые делают частную собственность еще больше непосягаемой. Хотя он также отмечает, что несколько лет назад были случаи недочетов, особенно в плане администрирования, когда собственность передавали на неверной основе.

"Я не думаю, что обоснованы разговоры о том, что кто-то посягает на частную собственность. В большинстве случаев и конституция это учитывает, если землю отбирают для общественных нужд или
осуществляются проекты государственной важности, это должно происходить путем компенсации. Но если земля досталась незаконно, в данном случае спорить можно в суде", - заявил Гиги Церетели.

* * * * * * * *
Продолжаем тему. Сейчас у нас на прямой связи из Тбилиси директор фонда «Открытое общество - Грузия» Кети Хуцишвили.

Кети Бочоришвили: В докладе говорится, что ситуация с жителями Гонио, в общем, не единична, что она типична для всей Грузии. Скажите, пожалуйста, какие еще есть примеры того, как страдают от подобных государственных решений простые жители, и, в общем, не только они, но и бизнес-среда, по сути?

Кети Хуцишвили: Я бы не сказала, что это типично для всей Грузии, но к сожалению, это уже становится тенденцией во многих туристических, или потенциально туристических, зонах. Мы вместе со своими партнерами-организациями начали изучать также ситуацию в Сванетии и в Анаклиа, и в Зугдиди. Дело в том, что в Сванетии несколько иная ситуация, там до сих пор у многих просто не зарегистрировано право собственности, но у них как бы традиционная собственность на многие века. Есть опасность, что у них тоже, у какой-то части жителей могут отнять то, что принадлежало нескольким поколениям. Мы, конечно, собираемся продолжить работу. Следующий отчет будет, наверно, о Сванетии, а потом, может быть, даже о Тушети, вопрос о котором поднялся только сегодня, как раз во время нашей конференции.

Кети Бочоришвили: Кети, как на ваш взгляд, это делается просто из-за некомпетентности, или есть другие причины?

Кети Хуцишвили: Пока еще сложно сказать почему. С одной стороны, это, конечно, некомпетентность тех смежных органов, которые сперва передавали землю в собственность, а потом уже начали отнимать. Одни и те же комиссии, одни и те же лица, которые работали в 2008 и 2010 годах. С другой стороны, это недостаточное принятие во внимание интересов местного населения со стороны государства. Ну, могут быть такие случаи, когда это действительно интерес государства и общества. Но даже в этом случае человек должен получать хотя бы компенсацию. Что нас больше всего волнует - это то, что в тех случаях, когда уже регистрированная собственность потом была отнята, граждане не получили даже компенсацию. Во всяком случае, до сих пор.

Кети Бочоришвили: Власти прислушиваются к таким докладам, реагируют как-то?

Кети Хуцишвили: Я бы сказала, что вообще они реагируют, мы, конечно, доклады всегда отсылаем, у нас потом бывают встречи. Дело в том, что мы сейчас работаем в разных направлениях. С одной стороны, мы стараемся, конечно, начать превенцию аналогичных случаев. С другой стороны, наши партнеры, в особенности молодые юристы, работают над разными кейсами в судах, и защищают права на собственность индивидуальных граждан. Кроме этого, мы еще собираемся дать рекомендацию на некоторые изменения нашего законодательства, потому что есть некая коллизия между законами.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Нонна Суварян