Евкуров встретился с родственниками боевиков

Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров

По инициативе властей республики 6 апреля состоялась встреча президента Ингушетии, совета тейпов и родственников боевиков, погибших в районе села Алкун 28 марта. Чем так важна эта встреча?

Это не первая встреча власти с членами семей участников НВФ, такие встречи в течение последнего года проводятся регулярно. Секретарь Совета безопасности Республики Ингушетия Бекхан Атигов сказал мне, что эта стратегия выбрана не случайно. Все жители Ингушетии так или иначе связаны между собой дальними или близкими родственными отношениями, власть учитывает это и старается повлиять на семью, род (тейп), чтобы они помогли вернуть ушедшего в лес человека и сохранить ему жизнь.

Республиканские власти, возможно, с большим опозданием, но все-таки пришли к выводу, что победить вооруженное подполье одними силовыми способами невозможно. Нельзя сказать, что общение представителей власти и родственников проходит в легкой и непринужденной обстановке. В Ингушетии счет погибшим с обеих сторон идет на сотни: люди озлоблены, и власть серьезно опасается раскола внутри общества на два непримиримых лагеря.

На этих встречах не звучат угрозы в адрес семей боевиков, как это происходит в соседних регионах. Власть пытается демонстрировать готовность помочь во всем - начиная с трудоустройства бывших комбатантов и кончая решением вопросов социально-бытового плана. Взамен она требует лояльности и готовности поддержать ее в борьбе с вооруженным подпольем.



Президент Юнус-Бек Евкуров очень рассчитывает на поддержку общества, но пока не считает, что она у него есть. На одной из предыдущих встреч он рассказал, как люди на похоронах говорят о погибшем боевике как о шахиде, павшем за веру, предоставляют боевикам помощь и укрывают их в собственных домах - так это случилось в селе Алкун c семьей Цечоевых.

На последней встрече родственники погибших возле Алкуна боевиков просили президента вернуть им тела убитых для погребения согласно мусульманским обычаям. Президент пообещал сделать все от него зависящее, чтобы трупы были переданы семьями. В Кабардино-Балкарии родственники боевиков годами не могут добиться этого, в Чечне просьба о выдаче тела граничит с суицидом.

Но даже попытка наладить диалог с родителями, а не запугать их, какой бы новаторской она ни казалась, не решит проблемы ухода молодежи в лес. Власть утверждает, что все дело в вербовщиках, в больших деньгах, пропаганде, которой оболванивают неокрепшие умы.

При этом она не желает видеть причины куда более очевидные – так называемые «эскадроны смерти», продолжающие свою кровавую охоту на людей, и произвол федеральных силовиков. Проблема похищения людей неизвестными сотрудниками силовых структур остается не менее острой, чем во времена предшественника Евкурова. Республику опять начинает лихорадить - родственники похищенных вновь выходят на митинги, и по-прежнему их разгоняет полиция.

Да, количество похищенных и жертв бессудных казней уменьшилось в разы. Евкуров в начале своего президентства обещал решить именно эту проблему в кратчайшие сроки, но пока, судя по всему, он не в состоянии найти управу на федералов. Будем надеяться, что он действительно этого добивается.

Есть еще один немаловажный фактор. Немало молодых парней уходят воевать после пыток и унижений во время следствия в Ингушетии и Северной Осетии, куда вывозят большинство подозреваемых членов НВФ или тех, кого подозревают в поддержке боевиков. Власти предпочитают умалчивать об этом. Понятно, что республиканская власть ограничена в возможности открыто критиковать федералов, но точно так же очевидно, что Евкуров ищет какой-то баланс в обеспечении интересов населения и поддержке действий силовых структур. Пока, правда, не совсем ясно, какая из сторон ему ближе.