ТБИЛИСИ---В Грузии проживает не более ста представителей Международного общества сознания Кришны. Наш тбилисский корреспондент побывала в их храме на празднике явления одного из воплощений Бога - Рамачандры.
Храм Международного общества сознания Кришны расположен на окраине столицы. Снаружи здание ничем не примечательно, зато интерьер довольно красноречив: потолок украшен изображениями Кришны и других божеств, а также сценами из Бхагавадгиты. На полках религиозная литература, карнизы исписаны мантрой «Харе Кришна». В большом кресле расположен портрет Бхактиведанта Свами Прабхупады, основателя Международного общества сознания Кришны. При входе в большую комнату чувствуется мягкий аромат благовоний.
«Это один из бхаджанов - религиозных песнопений, восхваляющих божество Раму и его супругу Ситу. 12 апреля этот бхаджан исполняли неоднократно, так как в этот день праздновали явление одного из аватаров Бога – Рамы или Рамачандры».
Большинство присутствующих - молодые люди. Например, 23-летняя Тамуна. Она, как и все девушки, одета в пестрое сари. Тамуна в Грузии живет шесть месяцев, а с Движением сознания Кришны познакомилась в России:
«В университете были лекции. Мне это очень понравилось. Организаторы мне рассказали, что есть такое направление. Потом пригласили меня в храм. Родители до сих пор не признают, говорят, что это не наша традиция. Что если я родилась в православной семье, то должна быть православной. Но то учение, которое преподал Иисус Христос, полностью открылось для меня в этой религии».
Религию, которую называют сознанием Кришны, вынес за пределы Индии в 60-е годы прошлого века Бхактиведанта Свами Прабхупада. В возрасте 70 лет он приехал в Америку с семью долларами, но вскоре сформировал движение Международного общества сознания Кришны. Затем он посетил и Советский Союз. В Грузии представители этого движения появились в начале 80-х годов. Сперва в Сухуми, а затем и в Тбилиси. Хотя до сих пор кришнаиты предпочитают быть в тени. Объясняют это радикальным отношением к ним части общества. Говорит Отар Тутберидзе:
«Можно говорить о себе, что православный или мусульманин, или представитель другой религии, но ничему не верить. С такими людьми очень сложно общаться, и лучше не общаться. С ними сложно не только в вопросах религии, а во всех вопросах».
Отар Тутберидзе впервые прочитал книгу Бхагавадгита, на которой и основан кришнаизм, 15 лет назад. Но до сих пор не принял духовного учителя. Хотя говорит, что каждый визит гуру в этот храм для него, как и для всех – праздник. Это происходит не часто, так как гуру приезжают из-за границы.
Отар Тутберидзе говорит об основных четырех принципах, которым надо следовать, чтобы получить духовное посвящение. Это аскетизм, чистота, милосердие и правдивость. Тутберидзе объясняет действие этих запретов на практике:
«Мы не только избегаем насилия ментального или физического, мы не принимаем в пищу продукты насилия. Мы не принимаем одурманивающие вещества – алкоголь, наркотики, чай. Мы не участвуем в азартных играх и незаконных сделках. И четвертое – не занимаемся незаконным сексом».
Вот и это песнопение посвящено гуру, духовному наставнику, объясняет нам Лока Шаранга Дас. Он тут служит уже 20 лет. В храме познакомился со своей супругой, в этом движении теперь и его сынишка:
«Сущностью религии является любовь к Богу, чистота наших помыслов, сострадание ко всем живым существам, терпение, но самое главное, конечно, любовь и сострадание».
Под это песнопение проводится священный ритуал преподнесения Богу всех элементов Вселенной – Пуджа. Так, например, во время ритуала каждый вдыхает аромат цветка, подносит руки к огню, а затем их прикладывает к лицу. Это олицетворение двух стихий – воздуха и огня.
Ближе к концу ритуала присутствующим раздали пищу – прасад, что с санскрита переводится как «божественная милость».
«Это рис, а это называется сабджи, а это кофта. Все, конечно, приготовлено из овощей. Сладости называются халава. Это все было освящено у алтаря, когда занавес закрылся».
Одна из представительниц движения объясняет, что эта пища приготовлена по рецептам ведийской кухни.
Как говорят кришнаиты, эта пища, как и песнопения, помогает их духовному очищению. Поэтому эти ритуалы - неотъемлемая часть их жизни.
Храм Международного общества сознания Кришны расположен на окраине столицы. Снаружи здание ничем не примечательно, зато интерьер довольно красноречив: потолок украшен изображениями Кришны и других божеств, а также сценами из Бхагавадгиты. На полках религиозная литература, карнизы исписаны мантрой «Харе Кришна». В большом кресле расположен портрет Бхактиведанта Свами Прабхупады, основателя Международного общества сознания Кришны. При входе в большую комнату чувствуется мягкий аромат благовоний.
«Это один из бхаджанов - религиозных песнопений, восхваляющих божество Раму и его супругу Ситу. 12 апреля этот бхаджан исполняли неоднократно, так как в этот день праздновали явление одного из аватаров Бога – Рамы или Рамачандры».
Большинство присутствующих - молодые люди. Например, 23-летняя Тамуна. Она, как и все девушки, одета в пестрое сари. Тамуна в Грузии живет шесть месяцев, а с Движением сознания Кришны познакомилась в России:
«В университете были лекции. Мне это очень понравилось. Организаторы мне рассказали, что есть такое направление. Потом пригласили меня в храм. Родители до сих пор не признают, говорят, что это не наша традиция. Что если я родилась в православной семье, то должна быть православной. Но то учение, которое преподал Иисус Христос, полностью открылось для меня в этой религии».
Религию, которую называют сознанием Кришны, вынес за пределы Индии в 60-е годы прошлого века Бхактиведанта Свами Прабхупада. В возрасте 70 лет он приехал в Америку с семью долларами, но вскоре сформировал движение Международного общества сознания Кришны. Затем он посетил и Советский Союз. В Грузии представители этого движения появились в начале 80-х годов. Сперва в Сухуми, а затем и в Тбилиси. Хотя до сих пор кришнаиты предпочитают быть в тени. Объясняют это радикальным отношением к ним части общества. Говорит Отар Тутберидзе:
«Можно говорить о себе, что православный или мусульманин, или представитель другой религии, но ничему не верить. С такими людьми очень сложно общаться, и лучше не общаться. С ними сложно не только в вопросах религии, а во всех вопросах».
Отар Тутберидзе впервые прочитал книгу Бхагавадгита, на которой и основан кришнаизм, 15 лет назад. Но до сих пор не принял духовного учителя. Хотя говорит, что каждый визит гуру в этот храм для него, как и для всех – праздник. Это происходит не часто, так как гуру приезжают из-за границы.
Отар Тутберидзе говорит об основных четырех принципах, которым надо следовать, чтобы получить духовное посвящение. Это аскетизм, чистота, милосердие и правдивость. Тутберидзе объясняет действие этих запретов на практике:
«Мы не только избегаем насилия ментального или физического, мы не принимаем в пищу продукты насилия. Мы не принимаем одурманивающие вещества – алкоголь, наркотики, чай. Мы не участвуем в азартных играх и незаконных сделках. И четвертое – не занимаемся незаконным сексом».
Вот и это песнопение посвящено гуру, духовному наставнику, объясняет нам Лока Шаранга Дас. Он тут служит уже 20 лет. В храме познакомился со своей супругой, в этом движении теперь и его сынишка:
«Сущностью религии является любовь к Богу, чистота наших помыслов, сострадание ко всем живым существам, терпение, но самое главное, конечно, любовь и сострадание».
Под это песнопение проводится священный ритуал преподнесения Богу всех элементов Вселенной – Пуджа. Так, например, во время ритуала каждый вдыхает аромат цветка, подносит руки к огню, а затем их прикладывает к лицу. Это олицетворение двух стихий – воздуха и огня.
Ближе к концу ритуала присутствующим раздали пищу – прасад, что с санскрита переводится как «божественная милость».
«Это рис, а это называется сабджи, а это кофта. Все, конечно, приготовлено из овощей. Сладости называются халава. Это все было освящено у алтаря, когда занавес закрылся».
Одна из представительниц движения объясняет, что эта пища приготовлена по рецептам ведийской кухни.
Как говорят кришнаиты, эта пища, как и песнопения, помогает их духовному очищению. Поэтому эти ритуалы - неотъемлемая часть их жизни.