Студенты под нажимом

В заключение добавлю выдержку из ежегодного отчета о состоянии прав человека в мире, обнародованном Государственным департаментом Соединенных Штатов. Там ясно говорится, что власти Азербайджана ограничивают в некоторых случаях академические свободы

Воистину не перестаешь удивляться тому, как не изменяется отношение руководств высших учебных заведений к оппозиционно настроенным студентам. После Октябрьской революции в России Владимир Ульянов, судя по историческим книгам, был исключен из учебного заведения за свои взгляды и участия в протестах. Но то конец XIX века, а сейчас XXI век набирает обороты.

6 апреля сего года главу молодежной организации оппозиционной партии «Мусават» Турала Аббаслы исключили из Бакинского государственного университета. Его мать узнала об этом из новостей только 11 числа. Как она говорит, одну из своих «несдач» он сдал 6 марта, а вот второй и третий экзамены были назначены на те дни, когда и произошли акции протеста. На этих акциях Турал Аббаслы был задержан, а затем и арестован на два месяца предварительного заключения. Он второкурсник магистратуры факультета журналистики Бакинского госуниверситета. Мать Турала уверена, что исключение сына из университета напрямую связана с его политической активностью.

Декан факультета журналистики Ялчин Ализаде всю вину взваливает на студента: «Общее количество пропусков лекций со стороны Турала Аббаслы превышает 100 часов. Он не сдал экзамены по трем дисциплинам и не внес оплату за учебу с сентября прошлого года. Его политические взгляды нас не интересуют, до сегодняшнего дня он учился на нашем факультете, и никто не чинил ему препятствий, просто он не ликвидировал свои неудачи и поэтому был исключен из университета».



12 апреля с исторического факультета также был отчислен другой молодежный активист – Джавид Мехралиев. Руководство БГУ утверждает, что причина отчисления – прогулы. Джавид же говорит, что его отчислили за участие в акциях протеста 11-12 марта и 2 апреля:

«Приказ мне предоставили только 12 апреля, дата приказа 5 апреля, но в этот день я был на занятиях, а меня записали как отсутствующего. Только в случае 100 и более часов НБ делается предупреждение, но меня не предупреждали. После ареста меня стали пугать, а декан прямо мне в лицо заявил, что у меня 158 часов пропусков».

Мехралиев является членом партии «Классический народный фронт Азербайджана», входящий в оппозиционную общественную палату. Он был задержан полицией в ходе акции 2 апреля, и через два дня отпущен. Из пресс-службы Бакинского госуниверситета сообщили, что Джавид Мехралиев, имея 132 часа пропусков в 2009-10 учебном году, продолжал учиться в вузе, а в этом учебном году у него уже 158 часов, и из-за этого его и отчислили. Чуть более месяца назад ректор госуниверситета Абель Магеррамов уверено заявлял, что ни один студент данного вуза не принимает и не примет участия в акциях протеста оппозиции. Что ж, видимо, слова не должны расходиться с делом – двое уже не студенты БГУ.

Руководство Сумгаитского госуниверситета, видимо, решило не отставать, и 13 апреля стало известно об исключении еще одного активиста – Джаббара Савалана, члена молодежного комитета партии Народного фронта Азербайджана, в отношении которого была избрана мера пресечения в виде ареста за хранения наркотиков. Декан факультета истории СГУ Адиль Бахшалиев сообщил, что Савалан не посещает занятия с начала февраля, что и явилось причиной исключения его из числа студентов.

В заключение добавлю выдержку из ежегодного отчета о состоянии прав человека в мире, обнародованного Государственным департаментом Соединенных Штатов. Там ясно говорится, что власти Азербайджана ограничивают в некоторых случаях академические свободы. Местные же эксперты обеспокоены тем, что среди отбираемых государством кандидатов на учебу за рубежом есть избирательность в подходе, власти утверждают обратное, что процесс отбора прозрачен и на него не оказывает воздействия политическая приверженность кандидата. В отчете также отмечается, что оппозиционеры сталкиваются с трудностями в трудоустройстве на работу в учебные заведения, а в последнее время увеличились случаи увольнений преподавательского состава за оппозиционность их взглядов.