Томас Хаммарберг о системе правосудия в Грузии

Пресс-конференцию Томмас Хаммарберг начал с шутки о том, что в Тбилиси на этот раз приехал не из Цхинвали, как обычно, а из Страсбурга

ТБИЛИСИ---Сегодня завершился четырехдневный визит Верховного комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга. С 18 апреля он провел несколько закрытых встреч. Еврокомиссар встретился с депутатами парламента, председателем Верховного суда, группой судей. Хаммарберг также провел встречи с представителями НПО, лицами, объявленными политзаключенными, и членами семей заключенных, а также с сотрудниками международных миссий и организаций, которые работают в Грузии. Свой визит он завершил заключительной пресс-конференцией, на которой подробно рассказал как о причине своего визита, так и о своих впечатлениях.

Пресс-конференцию Томас Хаммарберг начал с шутки о том, что в Тбилиси на этот раз приехал не из Цхинвали, как обычно, а из Страсбурга. А темой своего пребывания в Грузии он на сей раз избрал систему правосудия в Грузии.

Верховный комиссар Совета Европы по правам человека объяснил, почему сделал такой выбор. В течение долгого времени из разных источников к нему поступала негативная информация о системе правосудия - жалобы на нее. Хаммарберг решил самостоятельно изучить предмет и сделать собственные выводы.

Еврокомиссар перечислил типичные претензии заключенных и их семей: предварительное заключение в случаях, когда в этом нет необходимости, или крайне низкий уровень следствия. В некоторых случаях речь шла о фабрикации доказательств:

«Конечно, это очень серьезные обвинения, и если они правдивы, это значит, что непредвзятость и независимость судебной системы далеки от стандартов».



Хаммарберг получал также жалобы о неэффективном следствии по делам сотрудников силовых структур, совершивших преступления в ноябре 2007 года и весной 2009 года. Но, по словам комиссара, именно по этому вопросу намечается прогресс:

«Во время сегодняшних дискуссий представителями правительства было признано, что дела, касающиеся полицейских, были затянуты. Помимо этого мне сказали, что очень скоро начнется работа над Уголовным кодексом (хочу подчеркнуть, что это не Процессуальный уголовный кодекс). Решатся некоторые проблемы, касающиеся, например, слишком строгих приговоров и высоких сроков заключения».

Хаммарберг отметил, что по предоставленной ему информации количество оправдательных вердиктов - меньше одного процента, и это также будет учтено правительством при работе над новым Уголовным кодексом.

Не все, однако, так ужасно. В применении правосудия к несовершеннолетним виден прогресс, считает еврокомиссар.

К середине лета информация, собранная во время нынешних встреч, ляжет в основу специального отчета по состоянию правосудия в Грузии. Хаммарберг заявил о необходимости искоренения в обществе впечатления, что в стране действует избирательное правосудие. Это уже второе по счету упоминание «избирательного правосудия» на международном уровне. Этот же термин был использован и в докладе Госдепа США по ситуации с правами человека в Грузии.

О своем намерении посетить Грузию Хаммарберг объявил во время весенней сессии ПАСЕ. Один из вопросов, который он намеревался обсудить с грузинскими властями – выполнение рекомендаций, подготовленных им и экспертами из Европы по делу об исчезновении Хачирова, Хугаева и Плиева осенью 2008 года. Суть рекомендаций сводилась к предложению провести новое расследование. Однако ответа от правительства Грузии Хаммарберг не дождался, наоборот, из Тбилиси прозвучала критика в его адрес. Но на сей раз дело, по его словам, кажется, сдвинулось с мертвой точки:

«Я не получал письменного ответа, но сегодня услышал подтверждение, что мои рекомендации будут учтены, и эти случаи будут вновь расследованы на другом уровне. Из этого я заключаю, что-то началось, но я не имею официального письменного пояснения, как это будет организовано».

Слова Томаса Хаммарберга звучали на этот раз достаточно жестко, но на фоне недавнего доклада Госдепартамента США его критические оценки могли показаться деликатными и дружественными.