Рабочая неделя выдалась короткой (всего два дня), но насыщенной событиями. В понедельник праздновали День признания независимости, в пятницу – обсуждаем ультиматум стратегического партнера.
Начну с праздника, который стал прологом к самому обсуждаемому событию – протоколу совещания заместителя руководителя администрации президента России Дмитрия Козака с президентом Абхазии Асланом Бжания.
Празднование Дня признания независимости Абхазии Россией символично прошло под концерт российского рэпера, выступающего под псевдонимом Баста. Несмотря на проливной дождь, народу на сухумском стадионе собралось много. Молодежь, как водится, подпевала и пританцовывала. С приветственной речью по случаю праздника обратились к собравшимся президент Аслан Бжания и посол России в Абхазии Михаил Шургалин.
Читайте также Ложка дегтя в липовый медОднако несмотря на праздничное настроение, вдохновенные речи и многочисленные поздравления, наша общественность, научившаяся читать между строк, обратила внимание, что впервые за 16 лет после того, как Россия признала независимость Абхазии, президент России Владимир Путин не поздравил народ и президента Абхазии с этим праздником. Впервые на сайте президента не были опубликованы поздравления российских политиков в честь Дня признания. Это и был пролог.
Your browser doesn’t support HTML5
29 августа в социальной сети появился протокол скандального совещания. Оно проходило в Москве 19 августа, протокол датирован 28 августа и по сути является ультиматумом. В нем четыре «недовольных» пункта. В первом говорится, что Россия прекращает помощь Абхазии до выполнения Абхазией следующих обязательств: ратификации соглашений о признании и приведении в исполнение судебных и арбитражных решений по экономическим делам; об осуществлении российскими юридическими лицами инвестиционных проектов на территории Абхазии и принятия закона об апартаментах. Эти обязательства в ноябре 2020 года взяли на себя президент Абхазии Аслан Бжания и премьер-министр Александр Анкваб, поставившие свои подписи под программой формирования общего российско-абхазского экономического пространства.
Во втором пункте говорится, что поставки электроэнергии в Абхазию будут осуществляться в осенне-зимний период исключительно по коммерческой цене.
Далее указывается, что президент Абхазии Бжания на совещании с заместителем главы администрации президента России Козаком взял на себя обязательство до 20 сентября 2024 года предоставить информацию о депутатах парламента Республики Абхазия и лидерах абхазской оппозиции, выступивших против рассмотрения закона об апартаментах в абхазском парламенте, для лишения их российского гражданства. Эти действия депутатов оцениваются в протоколе как нанесение ущерба интересам Российской Федерации и развитию российско-абхазских отношений.
Читайте также Чем Аслан Бжания не угодил Кремлю?И четвертый пункт – минимизировать контакты российских депутатов с абхазскими.
Причин, по которым данный документ был слит в информационное пространство, много. Здесь и российско-грузинское потепление накануне выборов, и недовольство российских олигархов Асланом Бжания, не выполнившим взятых на себя обещаний, тоже накануне выборов. Но больше всего возмутил абхазскую общественность третий пункт, в котором говорится, что Аслан Бжания взял на себя обязательство предоставить списки неугодных ему депутатов парламента и оппозиции. И не то, чтобы от Аслана Бжания никто такого не ожидал. Ожидали и видели, что президент страны пытается расправиться со своими оппонентами руками России, обвиняя НПО и оппозицию в пособничестве «коллективному Западу», рассказывая российской общественности и руководству России о наличии антироссийских настроений у части общества. Неожиданностью стал сам документ. Получить документальное подтверждение с текстом, подписями и печатью – этого, действительно, никто не ожидал. Были даже версии о фейке, и некоторые все еще ждут официального опровержения.
Открыто (кроме журналистов) высказался только Герой Абхазии Аслан Кобахия. На своей странице в ФБ он написал, что расценивает данный протокол как шантаж, и посоветовал не вести себя так, «как будто Абхазию кто-то выиграл в карточной игре».
Журналисты расценивают документ как объявление блокады и предлагают президенту Аслану Бжания и премьер-министру Александру Анкваб, которые взяли на себя заведомо невыполнимые обязательства в 2020 году, одурманенные приходом к власти, подать в отставку и даже объявить Бжания персоной нон грата.
А теперь от лирики к практике: что означают все эти пункты для Абхазии? Зарплаты госбюджетников уменьшатся до минимума, в осенне-зимний период страна останется вообще без света, потому как оплачивать перетоки по коммерческим ценам наше руководство не готовилось. Все деньги ушли на охрану президента, приобретение бронированных авто, заборов и камер видеонаблюдения. А значит, можно прогнозировать раскол в парламенте и критический уровень недовольства народа властью. Вряд ли те, кто готовил данное постановление, и те, кто сливал его в информационное пространство, не понимали последствий выдвинутого ультиматума. Скоро выборы.
И да. Сегодня на сайте президента появилось информационное сообщение. Пресс-служба не опровергает протокол, а опровергает утверждение, что Аслан Бжания брал на себя обязательства по предоставлению информации на депутатов и представителей оппозиции. «Президент Абхазии не брал на себя обязательств по предоставлению какой-либо информации».
На этом фоне кадровые рокировки, которые произвел Аслан Бжания, вернувшись 25 августа в Абхазию, выглядят смешно. Он сменил руководителя своей пресс-службы. Директор абхазского театра Алхас Чолокуа в третий раз возглавил Управление по информации, а народная певица Хабла Мукба стала директором театра. Так что все смешалось – обязательства, театр, СМИ и Баста.
(Изида ЧАНИА, «Нужная газета»)
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия