Не дожидаясь возвращения в Абхазию президента самопровозглашенной республики Аслана Бжания, абхазская оппозиция заявляет о намерении предпринять шаги по его отстранению от власти. На встрече общественности и объединенной оппозиции в абхазской столице было объявлено о подготовке к собранию народа, которое должно «поставить точку в отношении президента, который вместо того, чтобы защищать интересы абхазского народа, подставляет его».
Аслан Бжания, судя по всему, так и не вернулся в Абхазию, несмотря на разворачивающийся там политический кризис, который усугубляется введенными в отношении самопровозглашенной республики российскими санкциями. По крайней мере, в публичном пространстве абхазского лидера нет с минувшей субботы, на что вчера обратил внимание местный журналист, главный редактор «Чегемской правды» Инал Хашиг:
«Но вот уже вечер вторника, а Бжания все нет. За него говорят пресс-служба, «Амцахара», Сергей Шамба и Рауль Лолуа, и дюжина известных и малоизвестных людей, но только не сам Бжания. В субботу его видели в Уфе, поедающим чак-чак. С тех пор никакой информации о его местонахождении нет. Ощущение, что Бжания готов быть в «командировке» до тех пор, пока кризис не рассосется сам по себе. Не рассосется. Так и передайте».
Оппозиция планирует сход за неимением процедуры импичмента
На сегодняшней встрече с участием оппозиционеров и общественных деятелей было в очередной раз заявлено о необходимости отставки абхазского президента Аслана Бжания. Председатель республиканской общественной организации «Наша столица» Лаша Шамба зачитал заявление, в котором на Бжания возлагается ответственность за «осложнение межгосударственных отношений» с Россией и говорится о важности принятия «безотлагательных антикризисных мер».
«Пользуясь правом, предусмотренном статьей 2 и статьей 17 Конституции Республики Абхазия, мы начинаем мероприятия, направленные на безоговорочную, досрочную отставку Бжания Аслана Георгиевича с должности президента Республики Абхазия», – объявил Лаша Шамба.
Читайте также Патовый президент, или Что делать с Асланом Бжания?Тут необходимо пояснение. Названные оппозиционером статьи не содержат никаких прямых указаний на процедуру отстранения от власти президента. В статье 2 говорится:
«Народовластие – основа государственной власти в Республике Абхазия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Абхазия является ее народ – граждане Республики Абхазия. Народ осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей».
Статья 17 еще короче:
«Все люди имеют право на объединение, проведение мирных митингов, собраний, шествий и демонстраций».
Учитывая содержание названных конституционных статей, заявление оппозиции скорее имеет смысл рассматривать как объявление о мирных собраниях – в частности, Народном сходе, о необходимости проведения которого в последние дни говорили многие политики.
Собственно, никакой другой законной процедуры импичмента президента в Абхазии так и не было разработано, несмотря на многочисленные призывы политиков (естественно, оппозиционных) и представителей экспертного сообщества. Есть лишь декларативная статья 64 Конституции:
«В случае нарушения Президентом Республики Абхазия данной им присяги, Конституции и законов Республики Абхазия, он может быть отстранен от должности. Такое решение принимается Парламентом Республики Абхазия на основании заключения Верховного Суда Республики Абхазия большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Парламента Республики Абхазия тайным голосованием».
Читайте также Говорит и показывает Сергей ШамбаНа эту статью оппозиция не ссылается, видимо, понимая бесперспективность ее использования в условиях полной подконтрольности судебной власти действующему президенту.
А санкции ли это?
Тем временем в процесс обсуждения скандального протокола встречи Аслана Бжания с замглавы администрации президента РФ Дмитрием Козаком включаются эксперты. Так, экономист Ахра Аристава в интервью «Апсны Хабар» выразил недоумение тем фактом, что сокращение российского финансирования пытаются представить в качестве санкций против Абхазии:
«Абхазия должна самостоятельно выплачивать заработную плату в бюджетной сфере, это было прописано в соглашении [с Россией], исполнительная власть взяла на себя эти обязательства, но не выполнила».
На этом моменте остановился и юрист Омар Смыр, чей комментарий публикует агентство «Аиашара». Вот его фрагмент:
«Стоит особо отметить, <…> что действующая власть пытается преподнести как один из элементов санкций и тот момент, что прекращена программа софинансирования заработных плат бюджетников. Однако власти забывают сказать о том, что брали на себя обязательства до 2025 года сократить объем софинансирования до 15%. И странно в сентябре 2024 года говорить о том, что такое «наказание» является неожиданным. Такой же подход и к оплате электроэнергии. Странно, что это стало удивительным для властей, тем более с учетом того, что и в прошлом году мы оплачивали коммерческий переток».
Отдельно Омар Смыр решил отметить, что вся обсуждаемая сегодня абхазо-российская повестка не является плодом Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве:
«В вышеуказанном договоре отсутствуют такие вопросы, как закон об апартаментах, Соглашение о признании и приведении судебных решений, Соглашение об осуществлении инвестиционных проектов. Такая повестка стала актуальной только после того, как Аслан Бжания и Александр Анкваб 12 ноября 2020 года взяли на себя ОБЯЗАТЕЛЬСТВО реализовать 45 вопросов, входящих в Программу формирования общего социально-экономического пространства (известный нам план гармонизации)».
О том, что данные обязательства, взятые исполнительной властью, не являются обязательствами законодательной власти, в компетенции которой находятся вышеперечисленные вопросы, говорил сегодня депутат парламента Эрик Рштуни. Он напомнил о разделении властей в Абхазии.