Президент самопровозглашенной республики Абхазия Аслан Бжания дал интервью Абхазскому телевидению. Он не стал отрицать подлинность «протокола Козака-Бжания», в котором речь идет, в частности, о лишении гражданства РФ абхазских оппозиционеров и депутатов. Кроме того, Бжания прокомментировал слова экс-депутата Леонида Чамагуа о нейтральных паспортах и предостерег граждан от их получения.
О «протоколе Козака-Бжания»
«Я бы не хотел комментировать документы другого, хоть и дружественного государства. Вы, наверное, знаете о том, что поступил документ из Российской Федерации, в котором указано следующее: что приостанавливается софинансирование отдельным категориям бюджетников до тех пор, пока абхазская сторона не выполнит условия, заложенные в наших договоренностях. Такой факт имеет место быть. Поэтому сейчас руководство Абхазии, президент Абхазии, правительство, депутаты парламента должны заниматься решением данного вопроса. Это куда важнее, чем обсуждение протокола, к которому абхазская сторона прямого отношения не имеет».
О прекращении российского финансирования
«Вы знаете, если процесс финансирования будет приостановлен, он, безусловно, может и отразиться на большом количестве граждан Абхазии. На учителях, на работниках здравоохранения, культуры и на многих других. Поэтому допускать дальнейшее развитие событий в таком ключе просто невозможно.
Почему возникла такая ситуация? Я об этом говорил неоднократно. Пояснял, что такая ситуация может возникнуть. Речь идет о некоторых межгосударственных документах, подписанных правительствами сторон, которые прошли межправительственное согласование и находятся в Народном собрании. В частности, о взаимном признании решений арбитражных судов по коммерческим делам. Этот документ прошел комитет Народного собрания, комитет его рекомендовал. И сейчас вопрос стоит таким образом, чтобы он был в ближайшее время рассмотрен и принят парламентом. Данный документ проистекает из наших больших договоренностей».
Об отношениях с Россией
Я не вижу кризиса в наших взаимоотношениях
«У нас единственный стратегический партнер. Единственное государство-член Совета безопасности (ООН), которое нас признало. У меня возникают вопросы, с каких это пор и на каком основании мы можем не доверять руководству России? Где этот момент, когда такая история зародилась между нами? По какому факту это произошло? У меня нет оснований».
«Я не вижу кризиса в наших взаимоотношениях. Я вижу некие шероховатости, которые возникли из-за того, что необходимые и полезные решения блокируются частью нашего политического эстеблишмента, что недопустимо».
О российско-абхазском соглашении о признании судебных и арбитражных решений
«Данное соглашение, о котором идет речь, о взаимном признании решений арбитражных судов, оно открывает возможности, новые возможности для развития экономики, для привлечения инвестиций. Мы хотим обеспечить людей, наших граждан, заработной платой».
«Никакого риска для нашей страны это соглашение не несет. Оно открывает возможности для честных бизнесменов расширить свою экономическую деятельность и в целом принести пользу для нашего государства».
«Те, кто не хочет это принять, они надеются на то, что в банке можно будет получить некий кредит, а потом не вернуть его. Но таких абсолютное меньшинство. Мы, заблуждаясь в природе данного соглашения, не принимая его, выгораживаем потенциальных мошенников от экономики и закрываем возможности для десятков тех, кто хотят вести честный бизнес».
Из архива «Не мытьем, так катаньем». Российско-абхазская судебная синхронизацияОб инвестициях из России
«Инвестиции у нас могут быть только из Российской Федерации. Все остальное – это вранье. Никаких инвестиций со стран коллективного Запада к нам никто не принесет. Это невозможно в силу сложившихся обстоятельств. Российские инвестиции, российский капитал, российский фактор в Абхазии, помимо того, что этот фактор является фактором развития экономики, это дополнительный фактор безопасности».
О войне в Украине и грузинской оппозиции
Кто не знает о том, что боевые действия уже идут на территорию Российской Федерации?
«Что еще должно произойти вокруг нас, на сопредельных территориях, на постсоветском пространстве, чтобы понять, что мы находимся в очень непростых условиях, что мир очень хрупок, он висит на волоске. Кто из граждан Абхазии, общественных и политических деятелей Абхазии, не знает о том, что руководство Украины призывает оппозиционные силы в Грузии осуществить переворот в Грузии и открыть второй фронт. Есть у нас такие люди, которые про это не знают?
Кто не знает о том, что боевые действия уже идут на территорию Российской Федерации? Кто не знает о том, что часть территории, часть городов России подвергаются атакам со стороны вооруженных сил Украины и их союзников? Кто не помнит о том, что у нас не подписан мирный договор с Грузией? Грузия не подписывает договор о неприменении силы. Кто из нас не знает о том, что Грузия предпринимала и будет предпринимать усилия по возврату абхазской территории? Разве у нас такие люди есть? Таких людей у нас нет. Все это прекрасно понимают».
О нейтральных паспортах и заявлении Леонида Чамагуа
Эта идея принадлежит руководству Грузии
«Я очень сильно удивлен данному заявлению. Не вижу никакой необходимости в принятии нейтральных паспортов. Но, видимо, кто-то уже готов к этому. Кто-то из граждан Абхазии, видимо, готов и хочет иметь нейтральные паспорта. Они – условно нейтральные паспорта. Эта идея принадлежит руководству Грузии. Все это направлено на их программу вовлечения путем сотрудничества. Есть у них такая программа по реинтеграции Абхазии, как это они называют, и оккупированных территорий. Нейтральные паспорта – это составная часть данной программы».
«Я никому не рекомендую брать нейтральные паспорта, у нас есть наши абхазские паспорта, есть паспорта нашего союзника – этого вполне себе достаточно».
О гражданстве РФ
Об этом в мягкой форме говорят в МИДе России и не в мягкой форме тоже
«Вопрос руководством России о том, чтобы лишить массово российского гражданства, никто не ставил. Но я слышал о том, что те, кто будут вредить нашим межгосударственным отношениям, те, кто будут не уважать российское государство, предпринимать условия по его дискредитации, тогда российское государство имеет право принять такое решение, лишить их своего гражданства. Это их прерогатива. Я к этому отношению не имею, это не мое дело. Это право российской стороны. Не хочешь быть гражданином России, не нравится политика Российской Федерации, не доверяешь России – вынь паспорт российский, положи на стол и делай, что хочешь».
«Если кто-то подозревает Российскую Федерацию, руководство России в том, что руководство России ведет в Абхазии двойную игру, что руководство России, российское государство – ненадежное государство, их действиям нельзя доверять, есть великолепный выход: могут прийти и демонстративно сдать российские паспорта. Это будет честно, это будет понятно. Об этом уже не я говорю, об этом говорят уже известные общественные и государственные деятели России. Об этом в мягкой форме говорят в МИДе России и не в мягкой форме тоже. Большой друг Абхазии Константин Затулин [дал] большое интервью. <...> И мнение такого большого друга Абхазии подвергается критике».
Из архива Решение, принятое без согласия народа – Зурабишвили о госдаче «Пицунда»О спецслужбах, НПО и Саломе Зурабишвили
«Тут же работают не только наши общественные деятели, часть из которых заблуждается, тут работают еще иностранные специальные службы. И они работали здесь давно. И они работают по своим собственным методикам.
Это они смогли в целом сделать такую ситуацию на Украине. Сейчас уже там война идет. В 2020 году Беларусь была очень серьезным образом атакована специальными службами и их представителями. Там было все на грани смены власти. Та же самая работа здесь у нас на территории Абхазии».
«В некоторых вопросах идет некая синхронизация наших общественных деятелей и представителей неправительственного сектора. Вот по Пицундской даче, помните, да? Саломе Зурабишвили, наши, значит, некоторые НПОшники и часть нашей оппозиции [говорили]: Путину ничего давать нельзя. Было такое?»
О «принуждении» депутатов по теме апартаментов
«Как можно депутата загнать в угол? Десятки людей его окружили, агрессивно задают вопрос, ты за это будешь голосовать или нет? Это что за форма политической работы? Это все было организовано, правильно? Вы избрали депутата, доверились ему, будьте добры не мешать ему работать. А выбор он должен делать спокойно и осознанно. Давление на депутатов оказано? Оказано. Если кто-то думает, что власть об этом забыла, что это останется без реакции, глубоко заблуждаются. Компетентные органы этим занимаются. Это цинизм высшей формы, когда депутатов принуждают к принятию того или иного решения».