Судя по всему, «Грузинская мечта» сумеет продавить нужный ей результат выборов, и парламент начнет-таки работать, скорее всего, в однопартийном формате. На фоне этого сейчас самая большая загадка и головная боль для мыслящей части общества, это отсутствие внятного ответа на вопрос: начнет ли ГМ закручивание гаек и формирование настоящего авторитарного режима?
Судя по уровню ненависти, звучащей буквально в каждом слове крупных мечтателей об оппозиции, они относятся ко всем, кто с ними не согласен, как к кровным врагам
То, что они вроде как не против этого, следует как из их предвыборных обещаний, так и из общей тональности разговоров об оппозиции: судя по уровню ненависти, звучащей буквально в каждом слове крупных мечтателей об оппозиции, они относятся ко всем, кто с ними не согласен, как к кровным врагам.
Однако чего-то очень хотеть и иметь возможность это осуществить – это две разные вещи.
Тем не менее имеет смысл хотя бы попытаться ответить на самый болезненный вопрос современности в Грузии: возможна ли в стране диктатура? Ну то есть настоящая, без шуток, не как нынешний гибридный режим, когда 4 года в стране демократия, но в один день – абсолютная тирания, и это день выборов?
Your browser doesn’t support HTML5
Возможна ли в Грузии в принципе диктатура? Вопрос на миллион долларов.
Скажу сразу, я не согласен с распространенной теорией о том, что существуют свободолюбивые и рабские народы, с представлением о том, что у одной нации свобода – это генетически неотъемлемое условия существования, а для другой, напротив, безропотное подчинение – это единственно возможная норма.
Вся мировая история наглядно свидетельствует о том, что на самом деле никаких рабских или свободных народов не существует и все зависит от обстоятельств. Один и тот же народ в разное время может относиться к свободе по-разному: сегодня он готов ради нее идти на эшафот, а завтра будет безропотно принимать самое жестокое притеснение. И все при этом будут удивляться, что с ними стало, вроде бы совсем недавно такие боевые и свободолюбивые были...
Кроме того, свобода бывает разных уровней. К примеру, никем не покоренная, свободолюбивая нация – афганцы, при этом они покорно сносят самое возмутительное притеснение в повседневной жизни. Или как в высокогорной Сванети, где народ вроде как свободолюбивый, но при этом молча терпит, что какие-то хозяева жизни за их счет клепают крипту, а тем временем семейные гостиницы остаются без света...
Читайте также Высокогорных майнеров припугнули распятиемЯ уверен, что набросить ярмо можно на любой народ, даже самый-самый вроде как свободолюбивый.
Тут требуется как минимум три составляющие. Первое – это, конечно, ресурсы, материальные и финансовые. У вас должны быть деньги, чтоб оплачивать все издержки, которые неизбежно возникнут.
Второе – вооружения и люди, которые должны быть готовы выполнить любой ваш самый преступный приказ.
Люди, как правило, не ценят свободу, но уж если почувствуют ее один раз – то это надолго
И третье – должно быть соответствующе подобрано время. Если у вас 50 лет была демократия, к которой уже привыкли целые поколения, то эти 50 лет для вас могут стать непреодолимым барьером. Люди, как правило, не ценят свободу, но уж если почувствуют ее один раз – то это надолго. В этой ситуации перед диктатором стоит задача заткнуть всех вообще, и тут 500 политзаключенными, как у Путина, и 1000 у Лукашенко не обойтись.
Как обстоят на этом поприще дела в Грузии? Насколько велика вероятность того, что в одно ужасное утро мы все проснемся в худшей версии Беларуси? Худшей – потому что без белорусского порядка, без чистых белорусских городов, без белорусской культуры труда, без белорусской промышленности?
Читайте также «Диктатура ждет своего шанса». В Европарламенте обсудили политику «Грузинской мечты»Из вышеуказанных трех компонентов два уже полностью и фундаментально готовы. У «Мечты» есть деньги, есть вооружения и есть безропотный, абсолютно подчиненный силовой аппарат, готовый выполнить любой приказ. С этой точки зрения все в порядке.
Однако с третьим фактором есть проблемы: гибридная демократия в Грузии существует уже почти 30 лет, и народ к ней привык. Эта демократия не настолько совершенна, чтоб обеспечить независимый суд и честные выборы, однако с точки зрения других, в том числе политических свобод проблем не было, и нет даже сейчас, когда тень мечтательского тоталитаризма явно нависла над страной.
Читайте также Бывшие соратники отправили Иванишвили в «космос»Для относительно легкого и беспроблемного установления диктатуры, которую обеспечивают пара сотен политзаключенных, один вид которых отбивает у остальных желание заниматься политикой, упущено самое главное – время. И в этом можно убедиться, если пару дней подряд посмотреть грузинские телеканалы.
Вы увидите очень интересное зрелище: с экранов проправительственных и оппозиционных телеканалов показывают две разные страны. У каждого фланга своя жизнь, свои политики, свои писатели, свои режиссеры, свои художники, свои бизнесмены. Грузинская оппозиция – это не просто какие-то политики, занятые своей борьбой в отрыве от контекста остальной страны, сами по себе, – это целые полноценные слои общества, фактически параллельная реальность, то, что называют контрэлитой.
Установить настоящий тоталитаризм в Грузии будет сложно – недостаточно будет просто кого-то посадить, или запретить, или закрыть
Поэтому установить настоящий тоталитаризм в Грузии будет сложно – недостаточно будет просто кого-то посадить, или запретить, или закрыть. Все это, конечно, можно, но куда вы денете сотни, а то и тысячи говорящих голов, целые пласты интеллектуальной прослойки, того, что в СССР принято называть интеллигенцией, которая несогласна просто обсуждать политиков на кухне и обязательно будет протестовать.
Если «Мечта» захочет установить в Грузии полноценный режим, то показательной порки будет недостаточно. Закроете одно телевидение – будет второе, закроете неправительственную организацию – она зарегистрируется с другого угла, запретите одну партию – она создаст другую, и так до бесконечности.
Чтоб по-настоящему всех заткнуть, «Мечте» придется сажать тысячами, как на конвейере.
Читайте также «Техническая миссия». Что протестному электорату ждать от Евросоюза и что делать самому?Сделать это будет очень сложно. Но, увы, возможно. Именно поэтому нынешние протесты очень важны, даже если они не приведут к новым выборам. Они увеличивают цену диктатуры, и, возможно, власть решит-таки, что оно того не стоит.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции