Главной темой начинающегося политического сезона в Абхазии, который традиционно приходит на смену туристическому, судя по всему, будут отношения действующего главы самопровозглашенной республики Аслана Бжания с Москвой. Абхазские телеграм-каналы сегодня пишут о срыве встречи российско-абхазской «Межправкомиссии» (МПК) и заморозке российского финансирования. Что же нужно Кремлю от абхазского лидера?
Абхазская блогосфера полнится слухами о сильном разладе между кремлевскими чиновниками и абхазскими властями. Телеграм-канал «Компас Абхазии», ссылаясь на свои источники, пишет о взбучке, которую Аслан Бжания якобы получил в администрации российского президента за провальную реализацию планов Кремля в Абхазии:
«Насколько нам известно, на встрече Бжания в Администрации президента в Москве от кураторов звучало очень конкретное слово, описывающее деятельность Бжания: ПРОВАЛ. Именно так, не церемонясь, в Москве охарактеризовали работу Бжания за период его президентства. Разговор был жесткий, разочарование очевидное. В Кремле, кажется, окончательно поняли, какое решение примут по Бжания. Решение, которое ему, увы, не понравится. Вранье России надоело, пустые обещания тоже, диссонанс докладов и реалий на земле уже все там видят и давно».
Читайте также Дно достигнуто – снизу не стучат
Источник канала говорит об отказе российской стороны провести очередное заседание российско-абхазской МПК.
«Российская делегация (а это 19 человек) во главе с вице-премьером Александром Новаком уже имеет на руках билеты и брони отелей в Сухум… и отменяет встречу, запланированную на 26 августа, остается в Москве», – говорит источник, по словам которого дату следующего заседания российская сторона даже не стала обсуждать.
Абхазские пользователи соцсетей и журналисты задаются вопросом, насколько рисуемая картина соответствует действительности. Среди фактов, которые говорят в пользу разлада между российскими кураторами и абхазскими властями, называют, помимо отмены встречи МПК, отсутствие традиционного поздравления не только от президента Владимира Путина с Днем признания независимости, который отмечали на этой неделе, но даже от министра иностранных дел. Последнее сообщение в разделе «Республика Абхазия» на сайте российского МИДа приурочено к 16-й годовщине Августовской войны и подписано официальным представителем ведомства Марией Захаровой.
Дорожная карта в никуда
Чем же не угодил Кремлю абхазский президент? Ответ на этот вопрос пытался сегодня представить общественности другой телеграм-канал – «Сухумский светильник», который поговорил «с людьми, вхожими в высокие кабинеты в Москве и Сухуме». Картина вырисовывается следующая:
«Россияне уже не раз намекали и даже открыто говорили, что их не устраивает, мягко говоря, необязательное отношение к соглашениям, достигнутым между двумя странами, которое демонстрируют власти Республики Абхазия. И вот это недовольство достигло точки кипения. Фактически российская сторона вынуждена была поставить нашим властям ультиматум: или взятые на себя (добровольно) обязательства выполняются, или Москва останавливает финансирование. С 1 августа 2024 года РФ уже приостановила софинансирование программы выплат абхазским бюджетникам в размере 170 млн руб. в месяц. Если ситуация не изменится, то следующим шагом будет отмена возмещения оплаты за трансферы электроэнергии из сетей РФ в Абхазию».
Читайте также Пыль в глаза – предвыборная технология абхазского президентаДалее авторы канала перечисляют обязательства, которые взяла на себя абхазская власть. Список известен: закон об иностранных инвесторах, апартаментах, «иноагентах»… При этом авторы добавляют свои комментарии, которые объясняют необходимость принятия этих законов – в весьма пророссийском ключе. Заверениям абхазских властей в том, что их принятие может вызвать политический кризис, они не верят, равно как и в то, что на пути реализации кремлевской повестки стоят депутаты абхазского парламента:
«В Москве… справедливо считают, что такие оправдания смехотворны. У президента и главы правительства достаточно политического и административного веса, чтобы провести необходимые решения через парламент. Как утверждают наши источники, в Москве хорошо владеют внутренней ситуацией в Республике и понимают, что ни к каким катастрофическим последствиям, о которых кричит оппозиция и прозападные блогеры, принятие законов не приведет. Наоборот, довольно быстро реализация законов даст ощутимые результаты, которые положительно скажутся на социальной и экономической ситуации в Абхазии», – пишет «Сухумский светильник».
Грузинский след
Чего не объясняют авторы «Светильника», так это причины такой поспешности со стороны России. В конце концов, Аслану Бжания есть, что предъявить Кремлю в качестве успеха – прошло чуть более полугода после ратификации соглашения по передаче России госдачи «Пицунда» с прилегающими территориями и акваторией. С чего вдруг, не дожидаясь окончания летних парламентских каникул, переходить к прямому давлению?
Читайте также Пицундская западня для абхазской властиВозможно, причины охлаждения стоит искать в Тбилиси. Так, редактор «Чегемской правды» Инал Хашиг, анализируя отсутствие поздравлений Владимира Путина ко Дню признания независимости, предположил, что Кремль попросту не хочет делать заявлений по Абхазии и Южной Осетии, чтобы не портить картину «Грузинской мечте» в ходе парламентской гонки:
«В общем, президент Путин не поздравил ни Абхазию, ни Южную Осетию. Нельзя сказать, что он забыл, а протокольная служба упустила из виду праздник международного признания двух республик. Так, в общем-то, и было спланировано исходя из ситуации – не обижать Бидзину Иванишвили и «Грузинскую мечту» перед парламентскими выборами».
На то, что тема грузинских выборов действительно может быть важной в текущих российско-абхазских отношениях, в частности, указывает и формулировка, которую использовала Мария Захарова в своем комментарии по поводу годовщины Августовской войны:
«Россия готова и далее взаимодействовать с теми, кому по определению не может быть безразлична судьба Южного Кавказа, в том числе оказывать всестороннюю помощь в развитии диалога между Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом в целях установления прочного мира и решения других накопившихся проблем в общем для них регионе».
При этом версия умиротворения Бидзины Иванишвили в предвыборный период никак не противоречит возможному охлаждению отношений Кремля и Аслана Бжания. Ведь «Грузинской мечте» может быть недостаточно лишь молчания московских чиновников по поводу Абхазии и Южной Осетии. Можно вспомнить примеры, когда в угоду пожеланиям Кремля в Абхазии открывали новые пункты пропуска на Ингури и даже принимали грузинских политиков (с иконой). Практически всегда это оборачивалось большими политическими издержками для действующей в Абхазии власти.
Читайте также Дискуссия о фундаменте грузино-абхазского урегулированияВполне можно предположить, что и сейчас Кремль может требовать более ощутимых жестов Сухуми в сторону Тбилиси. А для Аслана Бжания, у которого президентские выборы на носу, такие жесты могут оказаться в политическом смысле крайне проблематичными, если не фатальными.